Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Облигации

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Определение 1

Облигацияединичное долговое обязательство эмитента на возврат номинальной стоимости через определённый срок в будущем, на условиях, устраивающих его держателя.

Облигация есть долговая рыночная ценная бумага, представляющая собой мобильную (ликвидную) форму существования договора займа на единичную часть этого займа с первичным кредитором.

Облигация — ценная бумага, удостоверяющая отношение займа между держателем облигации (кредитором) и лицом, её выписавшим (заёмщиком). Облигация удостоверяет право кредитора получить и обязательство заёмщика выплатить в определённый срок номинальную стоимость облигации и проценты по ней.

Почему отношение займа удостоверяет облигация? Не проще ли составить договор займа? Да, действительно, договор займа составить проще, однако, облигацию можно продать, а договор продать нельзя. По договору можно лишь передать права, обозначенные в договоре — такая передача называется цессией.

Помощь со студенческой работой на тему
Облигации

Облигация наряду с акцией является основным современным видом ценной бумаги. Облигация несколько старше акции. На протяжении пяти столетий многие государства прибегали к выпуску облигаций для финансирования своих расходов, прежде всего связанных с войнами. Ценные бумаги, подобные акциям, тоже встречаются в средние века, но их расцвет пришелся на вторую половину XIX в., и тогда же начался активный выпуск облигаций различного рода коммерческими компаниями. Можно сказать, что настоящая история акций и облигаций началась лишь с эпохой быстрого развития капитализма. В настоящее время эти ценные бумаги доминируют на рынке ценных бумаг.

Замечание 1

Предположим, что дело у нашей воображаемой фирмы идёт хорошо и её директор с согласия акционеров решает расширить производство (построить новый цех, разработать новую модель товара и т. д.). Для расширения производства нужно вложение дополнительных денег, но собственных средств фирмы не хватает для финансирования этого проекта. Следовательно, нужно каким-то образом привлечь недостающие деньги "со стороны".

В принципе, фирма может выпустить дополнительное количество акций на $30$ млн рублей и собрать таким образом необходимые деньги у населения. Но ведь эти акции будут проданы другим людям, и у фирмы появятся новые собственники. Если это нежелательно для владельцев фирмы, они могут прибегнуть к выпуску другого типа ценных бумаг - облигаций.

Определение 2

Облигацией называется долговое обязательство, которое выпускается на время и гарантирует выплату фиксированного дохода.

Слово "облигация" происходит от латинского obligatio, что означает"обязательство".

Облигация не даёт никаких прав собственности тому, кто её покупает. Владелец облигации является просто кредитором фирмы, который имеет на руках долговую расписку этой фирмы. Поскольку по облигациям платится определённый процент, покупка облигации означает практически то же самое, что и срочный вклад в банке. Это кредит, который был предоставлен фирме не конкретным посредником, а множеством независимых друг от друга и незнакомых друг с другом экономических агентов. Через установленный срок облигация погашается - владельцы облигации получают обратно свои деньги и могут снова использовать их по своему желанию.

Виды облигаций

Рисунок 1. Виды облигаций

Почему бы фирме не взять деньги в долг у банка? Ведь при этом не надо будет возиться сначала с выпуском и продажей множества облигаций, а потом с их погашением.

Выбор источника заёмных средств зависит от их объёма и срока, на который они берутся в долг. Если сумма относительно небольшая и берётся на короткий промежуток времени (например, деньги для закупки партии сырья, которые можно будет вернуть через полгода), то компании намного легче прибегнуть к услугам какого-либо банка. Но если сумма займа довольно внушительная и берётся на большой срок (например, деньги для постройки нового завода, которые можно будет вернуть только через $10$ лет), то у банка взять кредит будет довольно сложно. Банк назначит большой процент или вообще может отказать в кредите. Поэтому в последнем случае фирме намного выгоднее выпустить облигации, чтобы собрать необходимую сумму денег у большого количества мелких кредиторов.

Для того чтобы привлечь интерес людей к своим облигациям, фирма может предложить такую процентную ставку по этим ценным бумагам, которая будет несколько выше той, что начисляет банк по срочным вкладам (например, банк платит $8\%$, а на облигациях стоит $10\%$). А иначе какой смысл людям покупать облигации, если они могут положить деньги в банк?

Кроме того, более высокий процент по облигациям связан с существованием риска для кредиторов не получить свои деньги обратно в случае банкротства фирмы. Поэтому облигации, как и акции, не являются абсолютно надёжным вложением капитала. И чем меньше уверенности у населения в надёжности фирмы, тем большую процентную ставку должна будет предложить фирма для продажи облигаций.

Отличия облигации от банковской ссуды

Облигация есть представитель заемного капитала, коим является и банковская ссуда (кредит). Отличие формы облигации от формы денежной ссуды состоит в следующем:

  1. облигация составляет лишь единичную часть необходимой эмитенту ссуды капитала, а не весь ее объем;
  2. облигация есть кредитный договор между эмитентом и конечным кредитором, а ссуда берется в банке, который сам привлекает кредитные ресурсы с рынка;
  3. в форме облигации ссуда может обращаться на рынке как товар, а банковская ссуда на рынке не обращается.

Облигации могут выпускаться в документарной и бездокументарной формах. Они могут быть именными и предъявительскими.

Преимущества облигации перед акцией

Владелец облигации, являясь кредитором по отношению, например, к акционерному обществу, имеет преимущество перед акционерами: в случае ликвидации этого общества его имущественные права удовлетворяются в первую очередь по сравнению с имущественными правами акционеров.

Ограничения на выпуск облигаций

Акционерные общества имеют определенные ограничения на выпуск своих облигаций, основные из которых состоят в том, что номинальная стоимость выпущенных облигаций не может превышать размер уставного капитала общества, который к моменту выпуска облигаций должен быть полностью сформирован. Кроме того, если облигации выпускаются без обеспечения, то это разрешается лишь через два года после начала функционирования данной организации.

Основной метод оценки стоимости облигаций

Определение 3

Номинальная стоимость облигации (нарицательная стоимость) — величина денежной суммы, указанная на облигации, которую эмитент берет взаймы и обещает выплатить по истечении определенного срока (срока погашения).

Определение 4

Купонная процентная ставка — отношение суммы выплачиваемых процентов к номинальной стоимости облигации. Чем выше купонная процентная ставка, тем выше рыночная стоимость облигации.

Основные правила, которые необходимо учитывать на рынке облигаций:

чем ближе в момент покупки облигации срок ее погашения, тем выше ее рыночная стоимость; чем выше доход, приносимый облигацией, тем ниже ее рыночная стоимость;

Основные обозначения:

  • текущая рыночная процентная ставка
  • купонная процентная ставка
  • номинальная стоимость облигации
  • оставшийся срок до погашения облигации
  • текущая рыночная стоимость облигации
  • купонный платеж
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис