Понятие ИКТ
Информационно-коммуникационные технологии – это процессы, направленные на сбор, хранение, обработку, представление и распространение информации.
ИКТ базируются на повсеместном использовании персональных компьютеров и мобильных устройств. Современная система информационных технологий предназначена для решения следующих задач:
- Построение коммуникации.
- Повышение эффективности организации деятельности.
- Снижение временных, трудовых затрат, а также расходов материального характера.
Информационные технологии широко применяются практически во всех сферах жизни общества. Области их использования продолжают расширяться. Сейчас они активно применяются в менеджменте, промышленном производстве, социальных коммуникациях и сфере услуг. Становление информационных технологий – это процесс постоянного преобразования и поиска новых технических и технологических решений. Каждое новшество стандартизируется и подвергается методологической и организационной проработке.
В последние десятилетия активно развиваются сетевые технологии передачи и хранения данных. Они объединены коммутирующими устройствами и каналами, по которым осуществляется передача информации. Основное преимущество информационных технологии – это обеспечение доступа к единому информационному пространству любых членов общества, обладающих необходимым оборудованием.
Достижения науки и техники современного мира широко используются субъектами хозяйствования различных отраслей народного хозяйства. Скорость передачи данных, работа с информацией, возможность индивидуализации пользователей стала объектом интереса и для отрасли СМИ. Медиапредприятия все чаще создают аналоги своего производства в Интернете, тем самым расширяя аудиторию. Применение высокотехнологичных достижений накладывает определенный отпечаток на формы подачи информации, ее качество и методы распространения. Теперь практически каждый индивид имеет доступ к информационным продуктам любых СМИ. Можно сказать, что Интернет и электронная коммерция стали средством глобализации, стирания экономических границ, выхода национальных субъектов хозяйствования на международный уровень.
Особенности журналистики
Журналистика представляет собой деятельность по сбору данных, их обработке и представлению в форме, востребованной предприятиями СМИ.
Это научная дисциплина, которая появилась в момент создания и внедрения печати в повседневную жизнь общества. На рубеже девятнадцатого и двадцатого века начали развиваться такие направления в журналистике как кино- и фотожурналистика, а чуть позже стали развиваться теле- и радиожурналистика.
Журналистика является одним из элементов масс-медиа. Она входит в общественный институт наряду с прессой, радио, Интернетом и телевидением. Журналистика выполняет ряд социальных и общественных функций, к которым относят:
- Формирование идеологических представлений о мире.
- Распространение культурных и образовательных ценностей.
- Реализация справочной информации.
- Установление коммуникации с аудиторией.
- Удовлетворение потребности в развлечении.
- Организация рекламного продвижения.
Основная функция журналистики заключается в преобразовании информации и предоставлении ее в удобной форме для аудитории. Журналистика повествует о событиях в стране и мире таким образом, чтобы общество смогло самостоятельно определить свою позицию.
Большая часть доходов медиапредприятий, в том числе и печатных изданий, зависит от рекламодателей. Некоторые из них начинают злоупотреблять развлекательным контентом для того, чтобы увеличивать аудиторию. Именно массовая аудитория востребована рекламодателям, за нее они готовы выплачивать большие гонорары как отдельным журналистам, так и медиапредприятиям в целом.
Взаимодействие журналистики и информационно-коммуникационных технологий
Толчком к развитию журналистики в свое время стало появление печатной машинки. С ее помощью была установлена связь между творческой и интеллектуальной деятельностью журналистов и издательским делом. Следующий скачок произошел с распространением компьютерной техники и Интернет-технологий.
Интернет обладает рядом характеристик, важных для журналистики. К ним относят:
- Объединение новых медиа через единство цифрового контента.
- Большая емкость содержания.
- Использование мультимедийных инструментов.
- Установление двусторонней коммуникации, интерактивность.
Интернет-технологии помогают оптимизировать работу печатных СМИ, повысить эффективность их коммерческой деятельности. Благодаря Интернету печатные издательства сокращают свои расходы на производственный процесс и распространение готовой продукции. Появилась возможность вторичного использования информационного товара на Интернет-площадках. Статьи приобретают новые формы, дополняются аудиовизуальными инструментами. Между журналистом и потребителем устанавливаются новые формы обратной связи. С помощью интерактивности пользователь может реагировать на представленный материал практически в режиме реального времени. Высокие технологии позволяют внедрять новые информационные продукты, методы взаимодействия с аудиторией. Для печатных изданий это может быть организация доступа к архивным публикациям.
Возможности Интернет-технологий позволяют собирать данные об аудитории, сегментировать ее согласно интересам и предпочтениям. Персонализация данных, возможность собирать информацию о пользователях помогает выстраивать готовый контент согласно их потребностям. Глубокое знание своих читателей положительным образом сказывается на оптимизации бизнеса, повышении прибыльности и сопутствующих доходов. Как было указано выше, применение информационных технологий в журналистике приводит к сокращению расходов на производство и распространение информации. Сами специалисты получили возможность делать авторские материалы, следовать собственным предпочтениям в профессии.