Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Креативная экономика и ее развитие

Креативная экономика: понятие и сущность

Одной из главных форм социально-экономического развития является креативная экономика. Создание соответствующей интеллектуальной среды и системы социально-экономических отношений позволяет раскрывать творческие способности людей, придумывать идеи и успешно их реализовывать.

Замечание 1

Термин «креативная экономика» был введен в 2000 году архитектором и профессором Шанхайской школы креативности, а также членом Консультационного Совета по креативной экономике ООН Джоном Хоукинсом. Согласно его мнению, креативная экономика – это один из первых видов экономики, где первостепенным является изобретательность и воображение, которые влияют на поведение людей. Это приводит к развитию нового креативного сектора постиндустриальной экономики. В его основе находится активное использование творческих и интеллектуальных ресурсов.

Сейчас креативную экономику нередко приравнивают к экономике знаний. В данном случае говорят об особом секторе экономики, который основан на различных видах интеллектуального труда.

Помимо этого основными признаками креативной экономики, которые имеют практическую направленность, являются: креативное мышление и креативное проектирование.

Понятие креативной экономики состоит из двух терминов: экономика и креативность. Последнее подразумевает творчество, хотя некоторые авторы разделяют эти два понятия. Креативность связана со способностью человека находить нестандартные, оригинальные и эксклюзивные подходы для решения проблем.

Выделяют следующие факторы, определяющие креативность: гибкость мышления; оригинальность; беглость; четкость; жизненный опыт; индивидуальные знания.

Поэтому креативная экономика связана с оригинальной специфической формой экономического мышления, которая отличается от традиционных логических типовых схем; способностями вносить что-то оригинальное и новое в практическую деятельность; постоянной готовностью решать нестандартные ситуации и вопросы.

«Креативная экономика и ее развитие» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Потенциал развития креативной экономики огромен. Она является наиболее быстро растущим сектором мировой экономики с точки зрения получения прибыли, экспортных поступлений и создания рабочих мест. Ключевыми факторами развития многих отраслей считаются творчество и инновации. Большая часть мировых интеллектуальных и креативных ресурсов инвестируется в сферы экономики, для которых очень важны нематериальные результаты. Это дизайн, IT-технологии, литература, музыка, кинематография, искусство, средства массовой информации и рекламная индустрия.

Развитие креативной экономики в мире

Научно-технический прогресс оказывает существенное влияние на промышленный сектор экономики. Внедрение автоматизированных технологий постепенно освобождает человеческие ресурсы, которые и становятся стимулом для развития креативной экономики.

Замечание 2

Основанная на умственном труде, креативная экономика является одним из видов социально-экономического развития стран. Именно она может способствовать переходу на возобновляемые топливные ресурсы, росту эффективности производства, а также качества жизни населения. Результатом креативной экономики должен стать уход от сырьевой зависимости.

Многие страны, в основном развитые, постепенно ориентируются на креативную экономику. Для этого правительства разрабатывают стратегию развития креативной экономики и необходимую для реализации креативную базу. Впоследствии данные государства создают все условия для развития креативности и привлекают креативный класс. Это позволяет в будущем стать лидерами по уровню развития экономики.

Выделяют несколько условий для развития креативной экономики, которых может придерживаться любая страна:

  1. генерация и материальных и нематериальных ценностей для устойчивого развития общества;
  2. культура – драйвер социально-экономических и экологических процессов развития;
  3. необходимость анализа и прогноза возможностей и оценки проблем локальной креативной экономики;
  4. доказательная база – основа инвестиций будущей политики развития креативной экономики;
  5. изучение связей между официальными и неофициальными секторами креативной экономики (это касается особенно развивающихся стран);
  6. оценка критических факторов успеха, которые оказывают воздействие на создание новых путей развития творческой экономики на местном уровне (инфраструктура, трудовые ресурсы, законодательная база по защите интеллектуальной собственности, доступ к глобальному рынку и т.д.);
  7. инвестирование всей цепочки креативного бизнеса (поддержка образования и инновационной деятельности);
  8. создание новых возможностей для культурных предпринимателей в области управления бизнесом социальным нетворкингом, привлечение к участию в маркетинговых мероприятиях и т.д.,
  9. участие в международном сотрудничестве, обмен опытом и информацией;
  10. разработка локальных программ социально-экономического развития.

Особенности и проблемы развития креативной экономики в России

В отличие от европейских стран Россия медленнее входит в зону постиндустриального развития. Российская экономика до сих пор строится на сырьевой основе, продукция секторов экономики B2B и B2C на мировом рынке не конкурентоспособна. Об этом говорит структура экспорта и импорта страны.

Экономика РФ развивается по двум прямо противоположным тенденциям. С одной стороны в стране закладываются основы креативной системы:

  • снижение процентных ставок по банковским кредитам;
  • предоставление грантам ученым и представителям бизнеса;
  • создание технопарков и свободных экономических зон;
  • формирование венчурных фондов и т.д.

Сдругой стороны, развитие сдерживается государственной системой, где отсутствует разделение властей, существует зависимость прессы и судебной системы от госвласти, что отрицательно влияет на эффективность реализуемых мероприятий.

Замечание 3

Креативная экономика работает на условиях свободы творчества, заинтересованности и мотивированности людей. Пока эти возможности имеют место в других странах. Это говорит об отсталости России от мирового экономического развития.

Основные проблемы, с которыми сталкивается Россия при развитии креативной экономики:

  1. предъявление требований к человеческим ресурсам (образование, творческое мышление, генерация новых идей, широкий кругозор и т.д.);
  2. предъявление требований креативной экономики к потребителям (наличие высокого уровня развития и высоких доходов потребителей);
  3. предъявление требований креативной экономики к творческому пространству (толерантность, открытость, отсутствие гендерных различий и расовой дискриминации);
  4. предъявление требований креативной экономики к институциональной инфраструктуре (поддержка государства и обеспечение правовой защиты).
Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot