Креативная экономика: понятие и сущность
Одной из главных форм социально-экономического развития является креативная экономика. Создание соответствующей интеллектуальной среды и системы социально-экономических отношений позволяет раскрывать творческие способности людей, придумывать идеи и успешно их реализовывать.
Термин «креативная экономика» был введен в 2000 году архитектором и профессором Шанхайской школы креативности, а также членом Консультационного Совета по креативной экономике ООН Джоном Хоукинсом. Согласно его мнению, креативная экономика – это один из первых видов экономики, где первостепенным является изобретательность и воображение, которые влияют на поведение людей. Это приводит к развитию нового креативного сектора постиндустриальной экономики. В его основе находится активное использование творческих и интеллектуальных ресурсов.
Сейчас креативную экономику нередко приравнивают к экономике знаний. В данном случае говорят об особом секторе экономики, который основан на различных видах интеллектуального труда.
Помимо этого основными признаками креативной экономики, которые имеют практическую направленность, являются: креативное мышление и креативное проектирование.
Понятие креативной экономики состоит из двух терминов: экономика и креативность. Последнее подразумевает творчество, хотя некоторые авторы разделяют эти два понятия. Креативность связана со способностью человека находить нестандартные, оригинальные и эксклюзивные подходы для решения проблем.
Выделяют следующие факторы, определяющие креативность: гибкость мышления; оригинальность; беглость; четкость; жизненный опыт; индивидуальные знания.
Поэтому креативная экономика связана с оригинальной специфической формой экономического мышления, которая отличается от традиционных логических типовых схем; способностями вносить что-то оригинальное и новое в практическую деятельность; постоянной готовностью решать нестандартные ситуации и вопросы.
Потенциал развития креативной экономики огромен. Она является наиболее быстро растущим сектором мировой экономики с точки зрения получения прибыли, экспортных поступлений и создания рабочих мест. Ключевыми факторами развития многих отраслей считаются творчество и инновации. Большая часть мировых интеллектуальных и креативных ресурсов инвестируется в сферы экономики, для которых очень важны нематериальные результаты. Это дизайн, IT-технологии, литература, музыка, кинематография, искусство, средства массовой информации и рекламная индустрия.
Развитие креативной экономики в мире
Научно-технический прогресс оказывает существенное влияние на промышленный сектор экономики. Внедрение автоматизированных технологий постепенно освобождает человеческие ресурсы, которые и становятся стимулом для развития креативной экономики.
Основанная на умственном труде, креативная экономика является одним из видов социально-экономического развития стран. Именно она может способствовать переходу на возобновляемые топливные ресурсы, росту эффективности производства, а также качества жизни населения. Результатом креативной экономики должен стать уход от сырьевой зависимости.
Многие страны, в основном развитые, постепенно ориентируются на креативную экономику. Для этого правительства разрабатывают стратегию развития креативной экономики и необходимую для реализации креативную базу. Впоследствии данные государства создают все условия для развития креативности и привлекают креативный класс. Это позволяет в будущем стать лидерами по уровню развития экономики.
Выделяют несколько условий для развития креативной экономики, которых может придерживаться любая страна:
- генерация и материальных и нематериальных ценностей для устойчивого развития общества;
- культура – драйвер социально-экономических и экологических процессов развития;
- необходимость анализа и прогноза возможностей и оценки проблем локальной креативной экономики;
- доказательная база – основа инвестиций будущей политики развития креативной экономики;
- изучение связей между официальными и неофициальными секторами креативной экономики (это касается особенно развивающихся стран);
- оценка критических факторов успеха, которые оказывают воздействие на создание новых путей развития творческой экономики на местном уровне (инфраструктура, трудовые ресурсы, законодательная база по защите интеллектуальной собственности, доступ к глобальному рынку и т.д.);
- инвестирование всей цепочки креативного бизнеса (поддержка образования и инновационной деятельности);
- создание новых возможностей для культурных предпринимателей в области управления бизнесом социальным нетворкингом, привлечение к участию в маркетинговых мероприятиях и т.д.,
- участие в международном сотрудничестве, обмен опытом и информацией;
- разработка локальных программ социально-экономического развития.
Особенности и проблемы развития креативной экономики в России
В отличие от европейских стран Россия медленнее входит в зону постиндустриального развития. Российская экономика до сих пор строится на сырьевой основе, продукция секторов экономики B2B и B2C на мировом рынке не конкурентоспособна. Об этом говорит структура экспорта и импорта страны.
Экономика РФ развивается по двум прямо противоположным тенденциям. С одной стороны в стране закладываются основы креативной системы:
- снижение процентных ставок по банковским кредитам;
- предоставление грантам ученым и представителям бизнеса;
- создание технопарков и свободных экономических зон;
- формирование венчурных фондов и т.д.
Сдругой стороны, развитие сдерживается государственной системой, где отсутствует разделение властей, существует зависимость прессы и судебной системы от госвласти, что отрицательно влияет на эффективность реализуемых мероприятий.
Креативная экономика работает на условиях свободы творчества, заинтересованности и мотивированности людей. Пока эти возможности имеют место в других странах. Это говорит об отсталости России от мирового экономического развития.
Основные проблемы, с которыми сталкивается Россия при развитии креативной экономики:
- предъявление требований к человеческим ресурсам (образование, творческое мышление, генерация новых идей, широкий кругозор и т.д.);
- предъявление требований креативной экономики к потребителям (наличие высокого уровня развития и высоких доходов потребителей);
- предъявление требований креативной экономики к творческому пространству (толерантность, открытость, отсутствие гендерных различий и расовой дискриминации);
- предъявление требований креативной экономики к институциональной инфраструктуре (поддержка государства и обеспечение правовой защиты).