Инфляция
Инфляция – это рост цен на различные блага в длительном периоде.
Сущность явления заключается в том, что деньги обесцениваются. Это проявляется тем, что на одну и ту же сумму невозможно купить тот же объем продукции, что и ранее, т. е. под инфляцией подразумевается снижение покупательной способности денег, их обесценивании. Для рыночной экономики инфляция считается нормой, если она находится в пределах управляемого уровня. Если экономика является командно-административной, то цены обычно держатся на одном уровне, а инфляция может проявляться в виде товарного дефицита.
Противоположным инфляции явлением выступает дефляция, когда происходит снижение уровня цен. Такой процесс в современной экономике происходит весьма редко.
Среди причин возникновения инфляции называют:
- Рост расходов государства.
- Расширение эмиссии денежной массы для покрытия расходов.
- Монополия профсоюзов, которая влияет на уровень оплаты труда.
- Снижение объема совокупного продукта.
- Рост налогового бремени.
Инфляцию классифицируют по разным признакам для того, чтобы иметь возможность ее анализировать и управлять ею в рамках экономической политики. По характеру проявления выделяют открытую и подавленную инфляцию, которая характеризуется тем, что заработная плата и цены находятся под жестким контролем. Она проявляется товарным дефицитом. Наиболее часто применяется классификация по темпам инфляции, таким образом выделяют ползучую, галопирующую и гиперинфляцию. В экономической теории так же выделяют стагфляцию, агфляцию и шринкфляцию. Первая проявляется совместно со спадом производства. Агфляция характерна для агропромышленного комплекса, а шринкфляция характеризует явление, при котором производитель продает товар по той же цене, снижая его количество в упаковке.
Текущее состояние инфляции в России
По итогам 2020 года инфляция в России стала самой высокой за последние 4 года. Итоговый годовой показатель даже превысил прогноз Росстата. Самый высокий рост цен произошел в сфере торговли продовольственными товарами. Сильнее всего подорожали яйца и овощи. Так же произошло поднятие цен на табачные изделия и алкоголь.
Еще одной категорией товаров, цена на которые повысилась на 8,5%, стали лекарства. Центральный банк вывил причины слишком высокой инфляции:
- Влияние разовых проинфляционных факторов.
- Ослабление рубля.
Кроме того, было отмечено, что вышеперечисленные факторы могут продолжать оказывать негативное влияние на рост цен, если предложение и далее будет ограничено. Это может быть вызвано в том числе дефицитом рабочей силы в некоторых отраслях. Еще одной причиной стало соблюдение противоэпидемиологических мер. Все эти изменения происходят на фоне роста инфляционных ожиданий населения и бизнеса. Происходит повсеместное подорожание некоторых товаров и изменяется волатильность валют. Правительство РФ так же подтвердило, что рост цен вызван ослаблением курса рубля и ограничениями в работе реального сектора, вызванными пандемией коронавируса.
В первой половине 2021 года уровень инфляции составил 5,5%. Показатель рассчитывается на основе индекса потребительских цен, с учетом налогов и сборов. Динамика изменения инфляции показывает, что продолжается умеренный рост цен. При расчете инфляции за месяц учитывается рост цен за один календарный период с первого по последнее число.
Перспективы управления инфляцией в России
В России реализуются меры антиинфляционной политики. Она направлена на обеспечение контроля над инфляцией. Среди методов управления ростом цен выделяют:
- Таргетирование.
- Проведение политики цен и доходов.
Таргетирование направлено на управление инфляцией за счет манипулирования ожиданиями. Сущность заключается в том, что центральный банк официально объявляет цель по инфляции на ближайший год. Далее он придерживается заранее установленного плана. Основным инструментом регулирования выступает регулирование краткосрочной процентной ставки.
В случае, если инфляция будет превышать заранее установленный порог, то центральный банк будет вынужден поднять ставку процента. Появится стимул к притоку спекулятивного капитала, что окажет негативное влияние на курс валют. В свою очередь это влияет на золотовалютный запас и отрицательно воздействует на бизнес. Кроме того, тартегирование эффективно только в том случае, если Центральный банк полностью контролирует денежную массу, что не характерно для действительности.
В семидесятые годы западные страны активно использовали политику цен и доходов. Она заключалась в том, что реальный сектор и государство взаимодействовали в части замораживания цен и уровня доходов на определенный промежуток времени. Однако, такой подход не смог привести к положительному результату. Но дал положительные изменения в части роста инвестиций, структурных сдвигах, устранения дисбаланса в экономике.
Ученые склоняются к тому, что инфляция связана с поведенческим феноменом. Именно поэтому предсказать точные причины ее возникновения практически невозможно. Экономика так же развивается динамически, подвержена большому количеству факторов. Экономисты полагают, что инфляция менее опасна, если национальное хозяйство стабильно и предсказуемо. В России наблюдаются отраслевые диспропорции, поэтому политика страны остается инфляционной. Например, попытка улучшения положения аграрного комплекса должна усилить рост заработной платы. Инфляционное таргетирование может оказывать негативное влияние на макроэкономические показатели и экономический рост в целом. В некоторых случаях наиболее подходящим методом является политика цен и доходов. Так же инструментами борьбы с инфляцией могут стать антимонопольная политика, борьба с коррупцией, но и тот, и другой подход в действующих условиях малоосуществимы.