Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономические и правовые аспекты использования франчайзинга

Понятие франчайзинга

Определение 1

Франчайзинг – это хозяйственные отношения между экономическими агентами при которых происходит передача прав на определенный вид предпринимательской деятельности за плату от одного лица другому.

Франчайзинг еще называют франшизой или коммерческой концессией. Покупатель франшизы действует от лица продавца, использует его сырье, товарные знаки и бренд. По сути, происходит аренда коммерческого дела, основанное на договоре, заключенном между франчайзи – получателем аренды и франчайзером – продавцом франшизы. Договор зависит от множества условий. В нем регламентируется сумма выплат со стороны покупателя. Платежи могут производиться единоразово либо в виде фиксированных сумм через определенные промежутки времени. Так же оплата может измеряться в процентах от объема реализации. Существуют варианты франшизы, при которых обязательные выплаты отсутствуют. Франчайзи обязуется выкупать у франчайзера определенное количество хозяйственных благ.

Франшиза имеет следующие элементы:

  1. Товарный знак, ноу-хау, за использование которых франчайзер будет получать отчисления.
  2. Покупатель франшизы ведет дело так, как оно было организовано продавцом. При этом покупатель самостоятельно несет ответственность за реализацию хозяйственной деятельности.
  3. Правовые аспекты и условия ведения дела, как правило, четко расписаны и контролируются.

Стоимость франшизы называется паушальным взносом. Как правило, это фиксированная сумма, необходимая для того, чтобы начать дело. Роялти представляет собой ежемесячный платеж за использование имени бренда, товарных знаков, патентов и другого. Проведение маркетинговых и рекламных кампаний франчайзером так же может частично оплачиваться покупателем франшизы.

Правовые аспекты франчайзинга

В развитых странах франчайзинг существует достаточно давно, поэтому правовые аспекты, касающиеся урегулирования подобных сделок в них давно установлены. В России понятия франчайзинга на законодательном уровне не существует. Для оформления франшизы используется договор коммерческой концессии. Он подразумевает соглашение между правообладателем и пользователем, по которому первый на определенных условиях предоставляет второму право пользования товарным знаком, знаком обслуживания, иными объектами прав, например, ноу-хау.

«Экономические и правовые аспекты использования франчайзинга» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Договор может уточнять исключительное право пользования деловой репутацией и коммерческим опытом правообладателя. В нем указывается допустимый объем, территория, на которой возможно открытие бизнеса франчайзи. Сторонами договора могут быть предприниматели, коммерческие организации.

Если франшиза заключается на пользование интеллектуальной собственностью, то между сторонами дополнительно подписывается лицензионный договор. Он закрепляет право на результат интеллектуальной деятельности. Субъектами отношений в этом случае выступают лицензиар и лицензиат. Они могут быть не только юридическими, но и физическими лицами. То есть, лицензию может получить человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Предметом лицензионного договора может быть:

  1. Товарный знак.
  2. Средство индивидуализации.
  3. Ноу-хау (необходимо наличие патента)
  4. Секрет производства.
  5. База знаний.
  6. Информационная система.
Замечание 1

Лицензионный договор имеет временные ограничения, как правило, не более 5 лет. В нем содержится не только предмет сделки, но и способы его применения. Подразумевается, что лицензиат будет отчитываться о том, как он использует предоставленные ему права.

Экономические аспекты франчайзинга

Франчайзинг может стать одной из форм масштабирования бизнеса. Кроме того, он обеспечивает население дополнительными рабочими местами, а индивидов, обладающих предпринимательскими навыками – способ заработать при относительно небольших вложениях. Экономические преимущества для продавца франшизы заключаются в экономии на менеджменте. Управляющие на местах самостоятельны и мотивированы, при этом придерживаются основной концепции фирмы. Происходит уменьшение потребности в капитале. Покупатель франшизы покрывает расходы своими силами. Поступающие от франчайзи средства повышают роялти. Происходит общее увеличение объемов продаж ключевой продукции компании. Продажа франшиз становится одним из рекламных инструментов, способствующих распространению информации о бренде.

Франчайзи получает доступ к раскрученному бренду с отлаженными бизнес-процессами. Предприниматель может самостоятельно выбрать отрасль, а затем, ознакомиться с франшизами в ней. То есть, он имеет возможность исследовать бизнес и отрасль до подписания договора и вложения средств. Налаженный бизнес обычно имеет систему антикризисных мер, а также методы профилактики возможных рисков. Франчайзи экономит на рекламе, маркетинге. Самым затратным является выход на рынок, а при франчайзинге это проблема решается в первую очередь.

Недостатками системы франчайзинга являются ограничение возможности реализовывать бизнес-идеи франчайзи. Покупатель франшизы обычно не может самостоятельно выбирать поставщиков, так же он должен выполнять требования продавца бренда.

Сам договор коммерческой концессии имеет ряд недостатков:

  1. Несовершенство законодательной системы в области франчайзинга ведет к тому, что коммерческую информацию достаточно сложно защитить. Этот недостаток сказывается на обеих сторонах сделки. Франчайзеры скрывают часть сведений, а покупатели не могут получить полную достоверную информацию.
  2. Нет защитных механизмов в случае, если основная компания становится банкротом. Франчайзи, провалившие проект, так же негативно влияют на репутацию бренда в целом. Это место отношений так же не защищено.
  3. Часто возникает ситуация, когда франчайзи выходят из бренда. Они создают свою компанию, пользуясь наработками франчайзера.

Франчайзи могут создавать товар ненадлежащего качества, потому что договор концессии оговаривает лишь общие положения отношений. Договор достаточно сложно изменить, удовлетворив интересы обеих сторон. Экономика изменяется, франчайзеру иногда приходится ухудшать условия сделки, на что готов не каждый франчайзи.

Дата последнего обновления статьи: 05.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot