Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Перспективы развития франчайзинга в России

Все предметы / Экономика / Перспективы развития франчайзинга в России
Определение 1

Франчайзинг — это форма сотрудничества двух юридически и финансово независимых экономических субъектов, в рамках которого один из них (франчайзер), который владеет успешным бизнесом, популярной торговой маркой, репутацией, товарным знаком и прочими нематериальными активами, за определенную плату разрешает другому субъекту (франчайзи) действовать от своего имени и пользоваться этой собственностью на определенных условиях.

Общее представление о франчайзинге

В современной системе рыночных отношений популярной стала такая форма взаимодействия, как франчайзинг.

Определение 2

Франчайзинг представляет собой разновидность экономических отношений, которые предполагают передачу одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) за плату (паушальный взнос) прав на ведение предпринимательской деятельности по определенной бизнес-модели, включающей разрешение на использование товарных знаков и брендов франчайзера, передачу технологий производства и сырья для него.

Проще говоря, франчайзинг – это аренда бизнес-модели. Она оформляется специальным договором, заключаемым между франчайзером и франчайзи. Система, в которой описаны все требования франчайзера, аспекты и условия ведения дела, называется франшизой (по сути, именно она и продается).

Популярность франчайзинга заключается в том, что у предпринимателей отпадает необходимость в осуществлении значительных по размеру затрат на формирование и популяризацию торговой марки. По сути издержки по данной статье расходов сводятся к отчислениям франчайзеру определенной суммы денежных средств, которые состоят из роялти, паушального и рекламного взносов и представлены в виде либо фиксированной суммы, либо фиксированной доли доходов.

Кроме того, другими преимуществами ведения предпринимательской деятельности в форме франчайзинга являются следующее:

  • наличие проверенного рынка потребителей и ценной репутации;
  • доступ к базе данных франчайзинга, прежде всего, об организации производства и ведении бизнеса;
  • продукция уже подготовлена для поставок.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика рынка франчайзинга в России

Как и многие другие виды предпринимательства, франчайзинг появился в России в 1990-х гг. Большого успеха у отечественных предпринимателей франчайзинг не снискал. В последние годы фиксируется положительная динамика развития данного рынка – значительно возрастает количество приобретаемых франшиз. Однако это развитие не является равномерным, в первую очередь, из-за нестабильного социально-экономического положения России.

На данный момент отраслевая структура отечественного рынка франчайзинга выглядит следующим образом:

  1. розничная торговля – 39% (доля на рынке франчайзинга);
  2. общественное питание – 22%;
  3. гостиничный бизнес – 15%;
  4. туристический бизнес – 12,8%;
  5. другие отрасли (например, бытовое обслуживание, учебные центры и т.д.) – 11,2%.

Сейчас франчайзинг в России не имеет уровня развития, сопоставимого с аналогичным показателем зарубежных стран. Это во многом связано с тем, что лишь немногие российские регионы используют франчайзинг достаточно широко. К таковым относятся крупные и развитые российские города, такие как Москва, Санкт-Петербург, Казань и т.д.

В относительно более мелких городах (например, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Ульяновске) данный вид бизнеса только начинают осваивать – с каждым годом число фирм, принимающих участие во франшизах, многократно увеличивается. Там отмечается интенсивный экономический рост, поэтому имеется большое количество свободных ниш, привлекательных для данной сферы бизнеса.

К настоящему времени в России функционирует уже почти одна тысяча франчайзинговых моделей, из которых около одной трети представлены франшизами отечественного происхождения. При этом только 14% из фирм, созданных в рамках франчайзинга, прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет. Это позволяет сделать вывод, что бизнес-модели на основе франшиз вызывают у местного потребителя больший интерес, поэтому они лучше приживаются на рынке. Люди стремятся не только приобрести франшизу, но и развивать по данной модели свой бизнес. Данное стремление сформировалось в отчетливую тенденцию.

Описание перспектив развития франчайзинга в России

После 2014 г., когда против России были введены международные экономические санкции, активность иностранных франчайзеров на отечественном рынке резко сократилась. Кроме того, отношения между российскими франчайзи и иностранными франчайзерами осложнились в виду резких колебаний курса российского рубля по отношению к основным иностранным валютам (доллару США, евро, фунту стерлингов и т.д.).

Сейчас нет предпосылок к тому, чтобы в ближайшее время эта ситуация коренным образом изменилась. Поэтому ожидается продолжение ограничения иностранного влияния на развитие отечественного рынка франчайзинга.

Также его нормальному функционированию препятствует ряд трудностей. Их устранение позволит обеспечить в будущем положительную динамику развития франчайзинга в России. В частности, требуется разрешить следующие сложности:

  • отсутствие четкой и детализированной законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы в сфере франчайзинга;
  • отсутствие комплексной государственной поддержки предприятий из сферы франчайзинга (например, предоставление помещений в аренду, налоговых льгот, обеспечение защиты прав собственности и т.д.);
  • нездоровый инвестиционный климат в России: ограниченная доступность к финансовым ресурсам, отсутствие развитой системы финансовых институтов и т.д.

Таким образом, в ближайшие годы развитие отечественного рынка франчайзинга будет связано с решением обозначенных выше проблем.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Валерьевна Ворошилова

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис