Телесеть – это совокупность телевизионных станций и передающих средств. Под телесетью иногда понимается отдельный телевизионный канал.
Понятие медиаэкономики
Медиаэкономика – это одно из прикладных направлений экономической теории, изучающее функционирование средств массовой информации как отдельной отрасли народного хозяйства.
Интерес ученых к индустрии СМИ постоянно растет. Это связано с высокими доходами, формируемыми в отрасли. Она отличается высокими инвестиционными преимуществами. На сегодняшний день медиапространство является инструментом построения коммуникации с населением, чем активно пользуются представители власти, социальных институтов и частного сектора экономики. Бум развития индустрии пришелся на начало двадцатого века. В этот период у рабочих появилось время на отдых, сформировалась потребность в досуге и развлечениях.
Быстрее всего развивалось печатное дело, бум газетных продаж и тиражей пришелся на середину пятидесятых. В это время ученые заговорили о необходимости создания отдельной прикладной дисциплины, обеспечивающей эффективное функционирование предприятий СМИ. Медиаэкономика исследует экономику средств массовой информации в двух направлениях:
- Макроэкономическое – затрагивает вопросы влияния СМИ на политическую и социально-экономическую жизнь общества.
- Микроэкономическое – занимается организацией экономичного расходования ресурсов и факторов производства СМИ для получения максимальной прибыли.
Рынок СМИ действует в соответствии с общими положениями функционирования рыночных систем. Он обладает рядом специфических черт, одной из которых является двойственность производимого продукта. Предприятия СМИ выпускают товар, ценный своим содержанием. Как правило, это информация, принимающая различные формы. Потребители товара составляют аудиторию медиапредприятия, доступ к которой так же можно продавать. Ряд специалистов считает, что товаром на рынке СМИ является не доступ к аудитории, а она сама, что во многом определяет предложение.
Телесети
Телесеть – это совокупность телевизионных станций и передающих средств. Термином «телесеть» иногда называют отдельный телевизионный канал. Сам телеканал – это аудиовизуальные материалы, транслируемые в определенной последовательности и с определенной периодичностью в эфире телевещания. Еще одно определение телеканала определяет его как поток телепрограмм, показываемых по телевидению согласно предварительно разработанному расписанию.
В большинстве стран распространением телесигнала занимаются телесети. Техническое обеспечение осуществляется силами региональных и местных телестанций. Они обладают долей независимости при составлении собственной сетки вещания, а также в ведении финансовых дел. Большая часть транслируемых передач поступает к ним от центральных организаций, если речь идет об общественном телевидении, либо от более крупных и экономических устойчивых партнеров. Такой механизм позволяет распределять затраты на создание информационного продукта между станциями одной страны.
Национальное телевидение многих развитых стран организовано по сетевому принципу. Существует две группы сетевого телевещания:
- Ретрансляционные сети, предполагающие распространение информационного продукта по всей стране. Данная модель актуальна для европейского рынка СМИ, где с помощью ретрансляционных сетей обеспечивается доступ населения к общественному телевидению. Эта модель предполагает существование центральной организации, владеющей станциями в различных регионах.
- Модель характерная для коммерческого вещания, при которой центральная организация осуществляет деятельность по всей стране, вступая в экономические отношения со станциями местного и регионального значения. Экономическая основа телесетей, предполагает рациональное распределение расходов с целью охвата широкой аудитории.
Таким образом, телесети представляют собой совокупность медиапредприятий, осуществляющих совместное вещание на территории одного государства.
Экономические характеристики телесетей
Получение прибыли телесетями во многом зависит от их гибкости и способности определять потребности своих потребителей. Представители общественного и коммерческого телевидения быстро поняли значимость утреннего вещания. Различные телесети в зависимости от своей специфики избрали уникальные пути привлечения зрительского внимания. Серьезные новостные каналы сделали ставку на краткие информационные блоки. Некоторые каналы привлекли аудиторию с помощью интервью с известными личностями. В Европе дело с утренними эфирами обстояло несколько иначе. Первые утренние передачи стали практически полной копией программ, транслировавшихся на американских каналах.
Структура телесетей позволяет достигать главной цели телевещания – постоянного увеличения аудитории. Основным преимуществом телесетей является простота организации доступа к населению. Массовый зритель влияет на характеристики сетки вещания. Проблемой большинства телесетей является постоянное обновление передач в прайм-тайм. Внедрение инноваций и новых идей позволяет удерживать аудиторию.
На сегодняшний день принцип сетевой организации телесетей становится основным как для общественного, так и для коммерческого телевидения.
Экономическая эффективность телесети зависит от следующих факторов:
- Охват на национальном уровне.
- Количество программ в сетке вещания.
- Интенсивность трансляции в течении одного дня.
Структура телесетей во многом повторяет работу отдельной станции. Она включает в себя администрирование, продажи, обеспечение технического характера и создание программ. Здесь так же работает принцип масштабирования, когда распределение затрат становится оптимальным при определенном количестве участников телесети.
Функционирование телесетей отображает работу крупных корпораций или даже транснациональных компаний. Они включают в себя отдельные компании, образующие производственные объединения в сфере СМИ.