Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Честные и нечестные методы конкуренции в российской предпринимательской практике

Определение 1

Методы конкуренции – это совокупность приемов, которые используют предприятия для того, чтобы сделать себя и свою продукцию более привлекательными для покупателей.

В России в определенной степени сформировались рынки товаров и услуг, свою нишу на них нашли и закрепились на ней малый и крупный бизнес. В связи с этим рыночные отношения в российской экономике характеризуются расширенным соперничеством их участников – конкуренцией.

Российские предприятия стараются соблюдать действующее законодательство и деловые обычаи, поэтому преимущественно используют честные методы конкуренции. Однако до сих пор находятся и те, кто не чурается применения нечестных методов борьбы с конкурентами по рынку.

Практика применения российскими предприятиями честных методов конкуренции

Конкуренция, прежде всего, подразделяется на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция заключается в снижении цен на продукцию по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов. Такое снижение возможно за счет снижения издержек производства в результате экономии на масштабе или оптимизации деловых процессов.

В России подобная стратегия ведения конкурентной борьбы может реализовываться только крупными компаниями: монополистами в отрасли (например, «РЖД», «Сбербанк»), входящими на российский рынок крупными транснациональными корпорациями (например, «АШАН», «METRO»), сильно вертикально интегрированными компаниями (например, «Лукойл»).

В качестве частного метода ценовой конкуренции можно рассмотреть различные схемы дисконтирования:

  • программы лояльности (дисконтные карты в продуктовых магазинах);
  • скидки для категорий лиц (например, для пенсионеров в дневное время);
  • сезонные скидки (на одежду, обувь);
  • распродажи и др.
«Честные и нечестные методы конкуренции в российской предпринимательской практике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Малый бизнес и начинающие предприниматели в большей степени склонны к использованию неценовых методов конкуренции. Впрочем, их также используют и крупные компании.

В первую очередь, предприятиями осуществляется «рыночная отстройка». Речь идет про отстройку компании по тем конкурентным преимуществам, в которых она лучше, чем конкуренты.

Ряд предприятий реализуют политику нишевого позиционирования. Оно представляет собой акцентирование внимания компании на четко определенной группе потребителей. В качестве примеров можно назвать магазины одежды для полных «Леди Х» и «Три толстяка». Фокусирование на одном сегменте позволяет лучше понять клиентов и, соответственно, улучшить ассортимент и качество продукции.

Акцентирование на обслуживания потребителей является еще одним эффективным методом неценовой конкуренции. Повышение качества обслуживания способно привлечь дополнительных покупателей даже в условиях завышенных цен на продукцию. В рамках этого метода предприятия создают и развивают широкую дистрибьюторскую сеть.

Также в рамках обслуживания потребителей предприятия активно развивают схемы потребительского кредитования непосредственно в точках продаж и организации продаж товаров в рассрочку. Одним из лидеров в данном сегменте конкуренции на российском рынке является компания «Эльдорадо».

Отдельным методом неценовой конкуренции является метод слияния и поглощений компаний. Речь идет про те случаи, которые осуществляются в рамках действующего закона, когда приобретаемое предприятие превращается в дочернее. Подобный метод в последнее время был использован компаниями «М. Видео» (в отношении «Эльдорадо») и «Магнит» (в отношении «Дикси»).

Практика применения российскими предприятиями нечестных методов конкуренции

Честные методы конкуренции являются не единственными способами конкурентной борьбы. Также используются нечестные методы, которые нарушают общепринятые правила и нормы конкуренции (т.е. законы, неписанные нормы бизнеса, деловой этикет).

Согласно Парижской конвенции, нечестные методы конкуренции сводятся к тому, что:

  • потребитель принимает предприятие и его продукцию за другое, конкурирующее с ним предприятие и его продукцию;
  • делаются ложные заявления, которые дискредитируют конкурента;
  • вводят потребителей в заблуждение насчет потребительских свойств товаров.

Кроме этого в настоящее время нечестными методами конкуренции объявляются подкуп покупателей конкурентов, подкуп служащих конкурентов или шпионаж за ними, демпинг, реклама-сравнение с конкурентами, плагиат, бойкотирование торговли другой фирмы, обман потребителей о необычайно выгодных условиях покупки, недобросовестная и беспочвенная угроза конкурентам судебными исками.

В России нечестные методы конкуренции также получили распространение. Причем они приобрели, скажем так, национальную специфику.

В нашей стране еще несколько лет назад процветало «серое» и «черное» рейдерство. Это – захват предприятия через принуждение его руководителей к слиянию или поглощению. Причем, если раньше рейдерством в основном занимались частные компании, то теперь все чаще случается государственное рейдерство (например, дело «ЮКОСа», дело «Арбат Престижа»).

Административный ресурс является специфическим методом нечестной конкурентной борьбы в России. Он заключается в том, что государственные служащие на возмездной (коррупционной) основе нарушают или превышают свои полномочия ради интересов определенной группы лиц или компаний.

Административный ресурс нашел много способов применения в России. В большинстве случаев он используется в процессе организации и проведения конкурсов на заключение контрактов на государственные закупки товаров, работ, услуг. Кроме того, с помощью административного ресурса устраивают налоговые и прочие проверки предприятиям-конкурентам, чтобы негативно повлиять на ведение ими хозяйственной деятельности.

Таким образом, российская предпринимательская практика имеет уже большой опыт в использовании как честных, так и нечестных методов конкуренции.

Дата последнего обновления статьи: 19.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot