Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Зарождение экономического анализа во взглядах Аристотеля

Все предметы / Экономическая теория / Зарождение экономического анализа во взглядах Аристотеля
Определение 1

Аристотель – это древнегреческий философ, основоположник формальной логики, основатель Ликея, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Философ Аристотель и его экономические взгляды на рабство

Наиболее влиятельным из философов древности считается Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Именно Аристотель стал первым, кто создал всестороннюю систему философии, которая охватывает все сферы человеческого развития: политику, социологию, логику, физику. Аристотель считается основоположником формальной логики и современных естественных наук, им был создан до сих пор используемый понятийный аппарат.

Аристотель также внес свой вклад в становление экономической науки. Его обозначение в качестве первого экономиста в истории науки связано с тем, что он был первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности экономического развития общества.

Экономические взгляды Аристотеля формировались во время усугубляющегося кризиса полисной организации общественной жизни в Древней Греции и обострения противоречий рабовладельческого строя. Соответственно, Аристотель стремился сохранить и укрепить общественный строй и экономику полисов путем усиления экономической и политической роли среднего рабовладельца.

По мнению Аристотеля, существование рабства обусловлено экономической необходимостью, поскольку рабы выполняют физический труд, без которого невозможно осуществлять процесс производства, а свободные люди не знают физического труда – они руководят хозяйственной жизнью. Следовательно, разделение людей на рабов и свободных является в глазах Аристотеля вполне естественным.

Рабство во времена Аристотеля объявлялось основой производства. Рабы составляли основу богатства и были главным источником его увеличения. Аристотель называл рабов «первым предметом владения», отсюда следовала необходимость граждан заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться. Именно рабы должны выполнять всю тяжелую работу, а свободные граждане – развивать свой интеллект, принимать активное участие в государственной жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Вклад Аристотеля в развитие экономической науки

Экономические взгляды Аристотеля получили развитие в эпоху Средневековья. Поэтому средневековая экономическая мысль Европы во многом зиждется на, так называемых, догмах Аристотеля.

Кроме того, Аристотель поставил перед учеными один из центральных проблемных вопросов экономической науки, которая до сих пор вызывает бурные дискуссии в научном сообществе. Этот вопрос заключается в определении пропорций обмена товарами. Иными словами, Аристотель хотел выяснить, что делает товары сравнимыми.

Попытки ответить на этот вопрос впоследствии спровоцировали разделение экономистов на две крупные группы:

  • Группа сторонников трудовой теории стоимости;
  • Группа сторонников теории стоимости как субъективной категории, т.е. выводимой из оценки людьми полезности товара.

Аристотель не дал исчерпывающего ответа на данный вопрос. В его трудах можно найти положения, которые ложатся в канву как первой, так и второй теории. Вклад древнегреческого философа в историю экономической науки уже потому является большим, что он первый четко сформулировал проблему.

Помимо этого, Аристотель проводил экономический анализ капитала, который во времена Античности существовал в торговой и денежной форме. Аристотелем был введён термин «хрематистика», которым называлась деятельность, сосредоточенная на извлечении прибыли, на накоплении богатства. Хрематистика отличалась от экономики, под которой понималась деятельность, сосредоточенная на приобретении благ для дома и государства.

Аристотель считал хрематистику противоестественной формой организации хозяйства, а процент – самой противоестественной формой дохода. По его мнению, ростовщик выражает свою порочную алчность и скупость путем несправедливого присвоения процента, т.е. выгоды за счет принуждения должника. Следовательно, ростовщик сделал деньги источником приобретения новых денег, хотя они предназначены лишь для обмена.

Согласно Аристотелю, деньги есть результат соглашения между людьми. Обращаясь в экономике, деньги выступают в качестве знака стоимости, который обусловлен законом или обычаем. Однако именно из-за изобретения денег экономика разрушается и превращается в хрематистику, потому что все, кто занимается денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности, в том числе в результате создания новых денег из уже существующих.

Аристотель в экономической сфере еще проанализировал проблему установления справедливости в обмене. Обмен представляет собой особую форму уравнивающей справедливости, которая выражает принцип равенства, эквивалентности. Однако равенство, рассуждал Аристотель, невозможно без соизмеримости, которое является искусственным приемом, т.е. чем-то чуждым истинной природе вещей. В качестве этого приема рассматривалось использование денег. Аристотель утверждал, что обмен на принципах справедливости означает обмен по истинному достоинству обменивающихся лиц, что позволяет установить пропорции обмена.

Также необходимо отметить, что Аристотель не считал возможным равенство труда рабов и свободных граждан, поэтому товары не соизмерял трудом и его продолжительностью.

Таким образом, Аристотель стал одним из первых ученых-философов, которые подробно рассмотрели природу экономических явлений (труда, капитала, денег, обмена) и, соответственно, предприняли первые попытки провести экономический анализ. Во многом, отталкиваясь именно от трудов Аристотеля, экономическая мысль развивалась в последующие столетия в Западной Европе, что способствовало становлению в науке полноценного экономического анализа.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Олеговна Павловская

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис