Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина – это научная концепция, в рамках которой рассматривались принципы сосуществования таких явлений экономической жизни, как рыночная конкурентная система и монополия.
Основные сведения об Э. Чемберлине и его теории монополистической конкуренции
До середины ХХ века в традиционной экономической науке рассматривались две категории. Первая из них – конкуренция, т.е. свободное противостояние, соперничество хозяйствующих субъектов за лучшие условия реализации на рынке продукции. Вторая – монополия, т. е. структура рынка, на котором весь спрос удовлетворяет один производитель/продавец.
Принципиальную возможность сосуществования этих двух, казалось бы, взаимоисключающих категорий утверждал американский экономист Эдуард Чемберлин (1899-1967 гг.). Он окончил Айовский университет, являлся преподавателем в Гарвардском университете, был вице-президентом Американской экономической ассоциации и служащим бюро стратегической службы США.
Главным научным трудом Э. Чемберлина является работа "Теория монополистической конкуренции", которая была опубликована в 1933 г. Она бросила традиционной экономической науке настоящий вызов. По его мнению, монополия и конкуренция могут быть соединены созданием двух типов рынков. Во-первых, рынок одинаковых товаров, которые реализуют небольшое число продавцов. Во-вторых, рынок дифференцированных товаров (т.е. имеющих отличительные признаки), над которыми продавцы имеют контроль.
Характерными чертами монополистической конкуренции, о которой говорил Э. Чемберлин, были следующие признаки:
- на рынке действует достаточно большое число продавцов;
- действия хозяйствующих субъектов не обусловлены учетом их потенциального влияния на поведение фирм-конкурентов;
- рынку присуща качественная разнородность товара, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных предприятий;
- близкие группы предприятий могут без ограничений войти на рынок и начать производственный процесс.
Результатом образования и функционирования подобного рынка станет то, что каждое предприятие будет иметь кривую спроса при заданных ценах. Это связано с тем, что они, предлагая на рынке дифференцированную продукцию, создают собственные минирынки, на которых они действуют как монополисты. Хотя в то же время они подвергаются конкурентной борьбе со стороны более совершенных заменителей товаров.
Развитие конкуренции на рынке монополистической конкуренции осуществляется по трем основным направлениям:
- манипулирование ценой – это является следствием того, что продавцы монополизируют рынок; следовательно, происходит увеличение равновесной цены и одновременное снижение объемов выпускаемой продукции; кроме того, снижаются степени использования производственных мощностей и трудовых ресурсов (т.е. в экономике растет безработица);
- внесение качественных изменений в продукт – качество товара является одним из главных критериев покупателей при совершении выбора между товарами-заменителями;
- внедрение рекламы – выиграть конкурентную борьбу у качественно аналогичного товара возможно за счет придания ему «мнимых» отличий и преимуществ;
- техническое усовершенствование – ускоряются темпы научно-технического прогресса, поэтому своевременное внедрение последних достижений науки является одним из главных факторов, который может сказаться в борьбе за рынок;
- обслуживание клиентов – в постиндустриальную эпоху на первый план выходит сфера услуг, поэтому возрастает значение того подхода, с которым продавец обращается с потенциальным покупателем.
Согласно Э. Чемберлину, первое направление соответствует ценовому фактору конкуренции, остальные четыре – неценовым. В условиях усиления монополистической конкуренции все большую роль начинают играть именно неценовые факторы, которые также способны привлечь покупателей.
Историческое значение теории монополистической конкуренции
Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина сыграла большую роль в развитии экономической науки и в совершенствовании практической хозяйственной деятельности. Так, категория «чистая (совершенная) конкуренция», которая по своей сути была нереальной, искусственной абстракцией, была заменена на категорию «монополистическая конкуренция».
Она вполне хорошо описывает реальное положение дел в современной экономике: большое количество конкурирующих друг с другом продавцов, которые, тем не менее, способны контролировать уровень цены на свою продукцию. Конкуренция в данном случае, прежде всего, проявляется различиями торговых марок и иных качественных характеристик.
Отсюда следует, что чистая конкуренция не является решающим условием экономического роста. На самом деле им выступает конкурентная борьба в условиях монополии на базе дифференциации продукта. Причем эта борьба проявлялась через развитие и ценовой, и неценовой конкуренции, которая обуславливалась, в первую очередь, совершенствованием качества продукта и рекламы.
Благодаря положениям теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина учеными-экономистами были сделаны выводы о том, что в условиях монополистической конкуренции покупатель имеет возможность предпочесть, с одной стороны, один конкурирующий товар другому, и с другой стороны, одного продавца абсолютно неэквивалентного одноименного товара другому продавцу. Т.е. мелкий либо средний продавец (торговец) и производитель способен быть монополистом и выдержать состязание с крупным хозяйствующим субъектом. Таким образом, причиной монополии могут быть не только централизация капитала, финансовый контроль и концентрация производства, но и другие усваивающие конкуренцию тенденции развития рыночной системы.