Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономические теории конкуренции

Все предметы / Экономическая теория / Экономические теории конкуренции
Содержание статьи

Теория совершенной конкуренции

Ещё Адам Смит считал, что основой экономического развития является конкуренция между таким количеством участников, которое не позволяло бы установить контроль над объёмом выпуска и ценами. Основными условиями совершенной конкуренции представители классической школы политической экономии считали:

  • независимость действий участников рынка (продавцов) и невозможность сговора между ними;
  • количество конкурентов на рынке должно быть таким, чтобы исключить чрезмерные доходы;
  • полная информированность всех участников рынка о его основных параметрах.

Развивая концепцию Смита, его последователи утверждали, что силы спроса и предложения действуют свободно, не существует объединение торговцев с обеих сторон, каждый выступает самостоятельно. Результатом взаимодействия спроса и предложения является состояние свободной конкуренции, при котором покупатели конкурируют с покупателями, а продавцы – с продавцами. При этом допускается, что уровень информированности каждого участника рынка о деятельности других является достаточным.

А. Маршалл обосновал механизм автоматического формирования равновесного состояния на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Также Маршалл сформулировал теорию анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке.

Концепция совершенной конкуренции была полностью сформулирована в работе одного из основателей Чикагской экономической школы Ф. Найта «Риск, неопределённость и прибыль». В своем исследовании он попытался аналитически построить общество совершенной конкуренции и противопоставить эту идеальную совершенную конкуренцию фактам повседневной жизни. Условиями существования совершенной конкуренции Ф. Найт считал:

  • полную осведомленность всех участников рынка об уровне цен;
  • полную мобильность всех экономических ресурсов;
  • неделимость товаров и их однородность;
  • независимость действий субъектов рынка (невозможность любых форм сговора между участниками) и тенденцию к монополизации.

Итоговый вывод в исследовании совершенной конкуренции заработал лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглер. Он предложил термин «рыночная конкуренция», поскольку считал, что совершенная рыночная конкуренция будет существовать при наличии неопределенно большого количества торговцев (из которых никто не контролирует значительную долю спроса или предложения), действующих независимо на совершенном рынке.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Совершенный рынок – это рынок, где торговцы имеют полную информацию об уровне всех цен, спроса и предложения. Однако совершенный рынок не может быть исключительной принадлежностью термина «конкуренция», поскольку совершенный рынок может существовать и при монополии, в условиях которой легче достичь состояния полной осведомленности.

Теория монополистической конкуренции

В начале ХХ в. изменились взгляды на конкуренцию, которая рассматривалась лишь как ценовая, и ее роль в экономике из-за неспособности существующей модели раскрыть суть конкурентной деятельности. Критики совершенной конкуренции придерживаются позиции, что она является нереалистичной и дает эмпирически несовершенную модель реального мира по сравнению с концепциями несовершенной и монополистической конкуренции. Они указывали на элементы монополии, существовали в экономике, и не находили их отражение в концепции ценовой конкуренции.

Важную роль в формировании этой позиции сыграл английский экономист П. Саффа. Он утверждал, что ситуация монополии типична для рынка, по сравнению с ситуацией конкуренции.

Вклад американского экономиста Э. Чемберлина заключается в том, что он был первым, кто ввел в экономическую теорию понятие «монополистической конкуренции». Он считал, что большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Он сделал вывод, что цены – не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Виктория Андреевна Останкова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис