Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Разработка оптимальной стратегии поведения организации в условиях конкуренции на основе методов теории игр

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Разработка оптимальной стратегии поведения организации в условиях конкуренции на основе методов теории игр
Содержание статьи

Сущность и специфика рыночной конкуренции

Определение 1

Теория игр — это специальный раздел математической экономики, разрабатывающий теоретические основы построения математических моделей принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях, являющихся следствием конкурентной борьбы, в условиях неопределенности

Конкуренция - это соперничество субъектов (предпринимателей) за «место под солнцем». В ходе этого соперничества субъекты могут использовать методы, предусмотренные законом. Но играть по правилам не всегда выгодно, поэтому многие идут на преступления, с целью ликвидировать или ослабить своего конкурента. Такой тип конкуренции называется недобросовестной.

Современная рыночная экономика позволила человеку выбирать продукцию. При этом выбирать товары можно не только по их цене, но и по соотношению «цена – качество». Рыночной экономике характерен один критерий, который позволяет купить товар по более низкой цене – это конкуренция.

Однако, при введении санкций широта предложения товаров существенно сокращается и на рынок выходят отечественные производители, и здесь происходит санкционный парадокс. Если производителей какого-либо вида продукции в стране много, то борьба за покупателя становится ожесточеннее. Но в случае, если производителей указанного вид продукции нет или их очень мало, возникает дефицит, и цена возрастает.

В различной экономической литературе выделяют несколько подходов к определению конкуренции. Первый подход говорит о состязательности на рынке, второй подход носит теоретический характер и основан на отечественной литературе, которая изучала конкуренцию только по работам зарубежных экономистов. Согласно второму подходу конкуренция является неотъемлемым элементом рыночного механизма, который уравновешивает спрос и предложение. Данный подход используют в основном в классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому характеризуется тип отраслевого рынка. Такой подход носит в себе практический характер и позволяет разработать критерии и подходы, которые обеспечивают государственное вмешательство в ход конкуренции на рынке.

Готовые работы на аналогичную тему

У понятия конкуренция есть дочернее понятие – недобросовестная конкуренция. К нему относят то же соперничество, но с нарушением законности. По этому пути производители идут ради монополизации рынка и расширения своего влияния. Инструментами такой конкуренции являются коррупция, чиновники и преступные организации. Такой вид конкуренции не законен на территории РФ, но очень распространен.

Недобросовестная конкуренция представляет собой вид несовершенной конкуренции и это не очень хорошо для потребителя. Под совершенной конкуренцией понимают идеал, к которому стремится любое государство. При совершенной конкуренции отдельные производители не могут влиять на цену товара. Совершенной конкуренции характерны следующие признаки:

  • множество равноценных продавцов,
  • однородность и делимость производимой продукции,
  • отсутствие препятствий для выхода на рынок
  • мобильность производства,
  • обеспечение доступа к общей информации

При несоблюдении хоть одного из вышеперечисленных признаков конкуренция будет считаться несовершенной.

Методы конкуренции

К законным методам конкуренции относят два вида:

  • ценовой метод,
  • неценовой.

Ценовой метод основан на изменении цен, другими словами, если продажи у конкурента больше, то производитель снижает цены, тем самым увеличив спрос на свой товар. Такой тип конкуренции по сути регулирует цену на товар. Данный метод популярен среди потребителей, но он не самый выгодный для производителя.

Второй метод - неценовой. Неценовая конкуренция основана на превосходстве конкурента при помощи повышения качества товара. Данный метод выгоднее, чем ценовой, но использование его невозможно без создания репутации производителя. А для того, чтобы заслужить высокую репутацию необходимо немало вложений.

История создания теории игр

Все вышеописанные методы можно назвать списком решений или стратегий, которыми пользуется конкурент в борьбе против своего оппонента. Другими словами, возникает масштабная сложная игра.

Первыми, кто задумался над этим, были Оскар Моргенштерн и Джон Фон Нейман. В своей работе «Теория игр и экономическое поведение» они раскрыли определение «игры». «Игра» по определению Оскара Моргенштерна и Джона Фон Неймана – это деятельность двух иди более участников, которые имеют определенные условия выигрыша и проигрыша. В рамках этой игры все участники распоряжаются ресурсами и взаимодействуют. Каждый игрок преследует цель «выиграть» и совершает тот либо иной ход. Данная теория до 50-ых годов 20 века никакой практической ценности не представляла.

Ситуация изменилась после диссертации Джон Нэша, в основе, которой лежит утверждение, что игроки могут не только конкурировать между собой, но и сотрудничать. Эта теория стала прорывом в экономической литературе. Другие теории представляли предпринимателя в вакууме, который принимает решения с целью получения большей прибыли, но при этом совершенно не обращает внимание на действия других игроков, иными словами они исключали понятие конкуренция

Теория Джон Нэша приглянулась многим ученым, они стали ее использовать в основе своей практики. Помимо экономики теория игр популярна в разных областях науки, это связано с тем, что теория многофункциональна и применяется и в повседневной жизни.

Нэш не только обратил внимание на фактор конкуренции, но и нашел конечную точку, которую в дальнейшем назвали «равновесием Нэша». Суть ее заключается в том, что если игроки будут использовать одну стратегию, то их шансы на выигрыш уменьшаются. При этом возникает нулевая сумма. Под нулевой суммой понимают выигрыш, который невозможно увеличить, независимо от того какие стратегии использует игрок. Это равновесие применимо к некооперируемой игре.

Экономисты используют теорию игр и по сей день, так как ни одна компания не обходится без расчетов и стратегий.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис