Теория игр - это элемент математической теории конфликтных ситуаций, в рамках которой разрабатываются рекомендации для наиболее рационального образа действий всех участников конфликтной ситуации, обеспечивающих наилучшие результаты.
Аспекты применения теории игр
Возникновение теории игр связано с неоклассической экономикой. Стратегия представляет собой совокупность правил, которые определяют выбор действий игроков при любом личном ходе исходя из специфики сложившейся ситуации. Обычно во время игры игрок, делая каждый личный ход, выбирает, как ему себя вести в зависимости от конкретных обстоятельств. Часто решения игрок принимает заранее, что связана с выбором игроком определенной стратегии, которую можно представить в форме программы или свода правил. Конечная игра развивается тогда, когда каждый игрок имеет конечный список стратегий, а бесконечная игра развивается в противоположном случае.
При решении игры каждый игрок выбирает стратегию, соответствующую оптимальным условиям: максимальный размер выигрыша остается у одного игрока, а второй игрок придерживается своей стратегии. Второй игрок старается минимизировать собственный проигрыш, если первый игрок должен следовать определенной стратегии. Такая стратегия называется оптимальной. Соблюдение условия устойчивости для каждой оптимальной стратегии предполагает, что игрокам невыгодно менять свою стратегию в условиях каждой конкретной игры.
Многократное повторение цикла игры может привести к ситуации, когда игроки заинтересованы не в выигрыше или проигрыше в рамках отдельно взятых партий, а в результате (выигрыше или проигрыше) как итога всей игры. В качестве примера можно назвать деятельность двух главных компаний – конкурентов внутри одной отрасли. Продажную цену продукта определяет каждая компания, а при установлении высоких цен одновременно компании-конкуренты получают максимальную прибыль. При установлении минимально возможной прибыли, они также смогут получить прибыль. В ситуации, когда цены устанавливаются на разном уровне, основная прибыль достанется компании, которая установила более низкие цены, поэтому более высокие цены являются оптимальным вариантом для каждой компании. Противоречие заключается в том, что компании – конкуренты будут сбивать цену друг друга, что приведет к низким ценам и меньшей прибыли для каждой компании. Следовательно, моделирование данной ситуации позволяет сделать вывод о взаимозависимости деятельности различных организаций и компаний.
Теория игр подразумевает столкновение интересов двух игроков (парная игра) или нескольких игроков (множественная игра); также могут существовать игры, где участвует бесконечное множество игроков. Если игроки в рамках множественной игры образуют коалиции, то такая игра относится к коалиционным; если подобных коалиций две, игра становится парной.
В моделировании социально-экономических процессов теория игр применяется для выбора оптимального решения, например, при формировании рационального объема запасов сырья, полуфабрикатов, материалов, когда имеется противоборство двух тенденций: увеличение запасов гарантирует бесперебойное функционирование производства, а сокращение запасов - позволяет минимизировать затраты на их хранение. В сельском хозяйстве применение теории игр уместно решении экономических задач, связанных с выбором для посева той или иной возможной культуры, чей урожай определяется погодой, если известна цена за единицу каждой культуры и средние показатели урожайности каждой культуры при различных погодных условиях. В этой ситуации один игрок – это сельскохозяйственная организация, которая стремится получить наибольшие доходы, а другой игрок – это природа.
Важный элемент в теории игр – это стратегия, которая представляет собой совокупность правил, определяющих однозначные варианты действий игрока в зависимости от игровой ситуации. При попеременном применении в процессе игры нескольких стратегий подразумевается смешанная стратегия, элементами которой становятся чистые стратегии. Каждый игрок может использоваться конечное или бесконечное число стратегий, согласно этому существует классификация игр на конечные или бесконечные.
Разработки игр в социально-экономическом моделировании
Разработка игры в социально-экономическом моделировании требует четко сформулированного ее назначения, после чего необходимо сформировать схему игры и основные ее правила. Выбранная схема функционирования должна предельно точно отражать работу реальной системы, уделяя внимание структуре системы, целевым функциям подсистем и выбору управляющих воздействий.
Основные сложности построения модели могут быть связаны со стремлением к более полному отображению моделируемой ситуации, что излишне детализирует модель, в свою очередь, усложняя информационное обеспечение выстроенной модели. Как результат - увеличение времени, затрачиваемого на игру, затруднение в понимании происходящих процессов. В конечном итоге это снижает эффективность проведения самой игры. Наилучшим способом исключения такой опасности является постоянное напоминание о конкретных целях проектируемой игры.
Следует исключить такое упрощение ситуации, анализируемой в игре, при которой поиск необходимого решения непосредственно не требует глубокого изучения протекающих процессов, поскольку в таком случае выводы по результатам анализа социально-экономической системы, будут иметь поверхностный характер.
Правила игры должны описывать методы оценки степени приближения к поставленным целям игры. Если игра моделирует социально-экономическую систему, в которой цели имеют только качественное выражение, либо их количественное выражение не дает понимание степени достижения целей, то перед построением игры важно уделить внимание разработке методики оценки достигаемых целей. Зачастую игра, описывающая тот или иной социально-экономический процесс, представляется в форме последовательности некоторых разделов.