Понятие издержек
Начиная бизнес, потенциальный бизнесмен должен не только надеяться на его успешность и получение хорошей прибыли, но и четко знать и представлять какие затраты его ждут. Чаще всего термин «затраты» еще называют издержками.
На самом деле, правильно подсчитанные издержки на всем цикле производства, а также планирование затрат и их грамотный учет, является хорошим подспорьем для ведения успешного предпринимательства. Именно поэтому издержки считаются одним из самых важных элементов в процессе бизнес планирования.
Издержки – это та совокупность всех необходимых затрат, которые требуются в процессе производства продукции на предприятии.
Таким образом, есть разница между затратами и издержками. Затратами принято считать все расходы, связанные с ведением бизнеса, а издержками, только те, что требуются именно на производство товара или услуги.
Трудовые издержки
В процессе производства товара требуется много затрат, также есть перечень основных издержек, в который одной из основных статей расходов считают «трудовые издержки».
Практически не один товар нельзя произвести без помощи людей, роботизированных предприятий очень мало, и все равно они требуют человеческого участия. А если говорить о сфере услуг, то тут вообще сложно представить подобное предприятие без людей.
Расходы, связанные с оплатой труда работникам считаются одними из самых крупных на предприятии, особенно сферы услуг, поэтому к их расчету и формированию относятся с особой тщательностью.
Состав и структура трудовых издержек
В состав трудовых издержек на предприятии входят следующие статьи расходов на работников:
- Заработная плата труда всех работников предприятия. Данная статья затрат формируется за счет окладной части работников предприятия и различными выплатами премиального характера или за перевыполнение плана или объемов производства. Заработная плата сотрудников закреплена официальным трудовым договором, на основании которого и осуществляются все выплаты;
- Трудовые издержки социального характера. Эти издержки не прописаны в официальном трудовом договоре с работником, но они возникают по причине больничных или дополнительных отпусков сотрудников, например, по беременности и родом или уходу за ребенком. Издержки социального характера невозможно планировать заранее в полном объеме, они возникают по мере наступления определенных обстоятельств. Можно только заранее определить их примерный (плановый) расход. Все эти издержки рассчитываются и формируются на основании законодательства РФ;
- Прочие трудовые издержки. Данные издержки также не прописаны в трудовых договорах сотрудников, но они возникают периодически и носят не постоянный характер. Такими издержками могут быть, например, оплата труда персонала не производственной сферы (сотрудники столовых, клининговые компании и т.п.). Также, в подобного рода, затраты могут входить расходы на обучение или переобучение персонала, что является одной из важнейших статей затрат. На крупных предприятиях, особенно заводах, обучение – важный элемент корпоративной политики и успешного функционирования производственного предприятия на рынке, а главное, это большая с экономической точки зрения статья затрат, но эффективная.
Таким образом, современное предприятие, функционируя на рынке, имеет множество затрат, но главными из них считаются издержки на производство продукции и товаров, в состав которых всходят трудовые затраты. Основным элементом трудовых затрат считаются затраты на оплату труда персонала. Далее в состав трудовых издержек входят еще затраты на социальные выплаты и прочие трудовые издержки.