Жанры карельских художников-графиков
Офортом называют гравюру на металлической поверхности. Родоначальником применения данной техники в карельском искусстве является Зиновий Ефимович Львович. В 60-х годах XX века он создал целую серию офортов, на которых была изображена природа региона. Популярность офорта возросла после появления работ Г. Стронка и С. Грязева в 70-х. В 80-х годах в этом жанре работали такие художники, как Б. Акбулатов, А. Морозов, О. Юнтунен.
Еще одной популярной техникой в карельском искусстве является техника линогравюры. Ее нередко использовал А. Авдышев. Художник в своих работах изображал красоту родного края – Заонежье, а также деревянное зодчество Карелии.
Самым популярным жанром у карельских творцов является пейзаж. Их писали: А. Семяшкин, И. Черных, В. Тервинский. Современные живописцы также обращаются к пейзажу. Среди известных современных авторов-пейзажистов значатся В. Иваненко, А. Каштанов, О. Юнтунен.
Акварельные работы составляют большую часть произведений карельских художников. В этой технике особо выделяются работы А. Харитонова. Он оказал большое влияние на становление этого направления в искусстве Карелии. Именно А. Харитонов был первым художником, который создал в Карелии художественный объект. Также он использовал технику коллажа.
Графические портреты создавались Г. Стронком и А. Козловым. В искусстве активно использовалась тематическая графика – она представлена работами Б. Акбулатова.
История карельской графики
Зачинателями карельской графики можно считать В. Н. Попова, А. Я. Андриянова, А. Н. Кацеблина, Ю. О. Раутанена. Они начали свою работу в 30-х годах XX века, когда культура Карелии только начинала развиваться. В их произведениях можно прочитать всю суровость нрава севера.
Активное развитие искусства в Карелии начинается в конце 30-х годов, когда в Петрозаводск на работу в учреждениях культуры приезжают выпускники различных художественных вузов. Уже в 1940 году активисты устроили первую выставку работ талантливой молодежи. После этой выставки многим художникам было сделано предложение вступить в Союз художников СССР. Так членами Союза стали Г. А. Стронк, З. Е. Львович, В. Н. Попов, М. В. Зайцев и другие.
Рисунок 1. Работа З.Е. Львовича. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Г. А. Стронк был особенно заметной фигурой до Великой Отечественной войны. Основным жанром его творчества были графические портреты, которые отличались тонким психологизмом. Художник прекрасно умел работать с индивидуальными чертами каждой модели, поэтому его работы привлекали внимание публики. Одной из лучших работ художника считается «Портрет В. Н. Попова».
Художники-графики в 40-х годах создают большое количество работ, в которых отражают народную жизнь. Их произведения повествуют о мудрости, силе духе народа.
Во времена Великой Отечественной войны творчество художников значительно изменяется – появляются военные темы. Так в работах З. Е. Львовича появляются сцены с фронта, образы партизан; О. П. Бородкин создает рисунки, на которых изображены партизаны-диверсанты в тылу врага; Г. А. Стронк создает целую серию графических портретов, на которых изображены железнодорожники, партизаны и Герои СССР.
В это трудное для страны время проводились художественные выставки, на которых экспонировались работы ведущих художников Карелии.
В работах послевоенного времени появляется тема восстановления родного края, образ трудящихся, мировой порядок. Нередко появляются эпизоды, посвященные событиям Гражданской войны. В произведениях начинает проявляться типичность, масштабность, повествовательность. Особенно это заметно в графике К. Л. Буторова, В .А. Морозова и др.
После Великой Отечественной войны становится популярной пейзажная графика. В работах этого жанра часто появляется мотив восстановления края, наращивания мощи и т.д. В творчестве З.Е. Львовича появляются путевые зарисовки, которые становятся базой для создания целого цикла. Он же создает и серию работ «Старый и новый Петрозаводск». В этой серии небольшие постройки прошлого противопоставляются большим и светлым новостройкам. Далее художника-графика интересуют только пейзажные зарисовки. Он формирует листы по следующим темам: «Горные разработки в Карелии», «На Онеге», «Наше Поморье».
Именно с творчества З.Е. Львовича начинается популярность офортных циклов в карельском искусстве. Многие художники после него будут продолжать дело мастера.
Г. А. Стронк исследовал тему Беломорья. В его работах отражается вся неприветливость и погодная капризность данного края. На масштабных произведениях видна точность и элегантность линий. В рамках темы Беломорья был создан цикл портретов трудящихся этой земли. Этот цикл представлен как жанровыми, так и производственными композициями.
В 50-х годах набирает популярность творчество А. И. Авдышева, который ввел моду на линогравюры. На них он изображал мотивы городского быта.
Активное развитие книжной графики произошло после обращения к теме «Калевалы». В конце 40-х годов этот народных эпос издали в Петрозаводске. Оформлением издания занимались Г. А. Стронк, Н. А. Родионова и В. И. Курдова. На базе национального орнамента им удалось создать уникальное оформление издания.
Рисунок 2. Работа Г. А. Стронка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 70-х годах в творчестве художников-графиков Карелии начинает усиливаться индивидуализм, появляются разные метафоры, символы, стилизации в произведениях.
Одним из популярных графиков того времени считается С. И. Грязев. Он работал над темой Беломорья вместе с Г. А. Стронком. Им были созданы офортные циклы на основе темы рыбачьего быта. Фоном для них служила суровая северная природа.
А. И. Авдышев в своих линогравюрах отображает индустриальные мотивы. Работы этого периода отличаются укрупнением формы, а также резкостью штриховки. Автор разрабатывает суровый стиль, характеризующийся монументальностью и резкостью. В связке с новым стилем внимание к зодчеству в творчестве позднего А. И. Авдышева кажется органичным продолжением его работы. Архитектурная графика была крайне популярна у публики, потому что возрос интерес к Карелии.
В 60-х годах становится популярным график Т. Г. Юфа. Она создавала большое количество элегических пейзажей Карелии. Ее работы отличаются изысканностью, декоративностью, фактурностью и необычными цветовыми решениями. Образы в произведениях Т.Г. Юфа отличаются символичностью.
В полотнах С. Х. Юнтунена отличительной чертой является необычный приглушенный цветовой колорит. Также художник использует в своих работах жесткие линии и образность.