Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Визуальные коммуникации в промышленном дизайне

  • 👀 1298 просмотров
  • 📌 1274 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Визуальные коммуникации в промышленном дизайне» pdf
ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ДИЗАЙНЕ «Видеть – значит верить». (Артур Бергер) в настоящее время визуальная коммуникация является важным фактором современной культуры, общественного сознания. Бурно развиваются коммуникативные процессы, происходящие между людьми, между человеком и средой. Одной из задач дизайнера стала задача сделать коммуникативной предметную среду, ее элементы. Это позволит не только взаимодействовать, общаться, но и повысит безопасность труда, его эффективность, культуру производства в целом [1]. Коммуникационные связи осуществляются визуальными, кинестетическими и аудиальными средствами. Дизайнерам – промышленникам чаще всего приходится иметь дело с первыми двумя группами. К средствам визуальной коммуникации относятся все виды информации на промышленных предприятиях, транспорте, в городском хозяйстве, торговых помещениях, учреждениях медицины, спорта, а также в других сферах общественной жизни и деятельности человека. В структуру визуальной коммуникации входят: источник текста, который задает невизуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи, приемник текста. Объектами-носителями промышленной графики в зависимости от сферы функционирования изделия являются]: - средства производства (станки и т.д.); - средства массового обслуживания (общественный транспорт); - изделия индивидуального потребления (нагревательные приборы, осветительная аппаратура, посуда, индивидуальный транспорт и т.д.). Специфический класс изделий: не самостоятельные вещи, а их «спутники» - средства хранения и сопровождения изделий в сферах производства, распределения и потребления (паспорта, инструкции, реклама, упаковка, всевозможная сопроводительная документация и т.д.). Носителями информации могут быть литературные источники, реклама, техническая (чертежи, схемы), нормативная и сопроводительная (паспорта, инструкции) документация, информационный текст, помещаемый на изделии. Информационные тексты на изделиях имеют разнообразное содержание: это название и тип изделия, сообщение о его изготовителе, способе обращения с ним, технические характеристики (масса, мощность, рабочие режимы). Иногда наизделии может размещаться информация, прямо к нему не относящаяся, например всевозможная реклама на транспортных средствах. Дизайнер также разрабатывает изделия, специально предназначенные для выдачи сообщений. Современные исследователи выделяют несколько условных уровней в визуальной составляющей предметной среды [2]. Первый уровень - средства и системы визуальных коммуникаций в городской, сельской среде и т.д. (таблички с названиями улиц, номера зданий, рекламные щиты, витрины торговых зданий, указатели маршрутов транспортных средств, знаки дорожного движения и другие средства информации). Данный уровень предназначен для всех слоев населения. При разработке дизайнерами данных средств визуальных коммуникаций на первый план выходит образность, свобода творческого замысла. Второй уровень образуют средства визуальных коммуникаций в интерьерах, внутренних пространствах зданий (указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и пр.). Для данного уровня характерна функциональность, информативность, легкость восприятия. Третий уровень, по представлению современных дизайнеров, связан с эксплуатацией промышленного, офисного, бытового и иного оборудования. При проектировании элементов (индикаторов, мнемосхем и пр.) данного слоя на первое место выходят требования удобочитаемости, эргономичности. Цветографические сообщения делятся на четыре группы. Первая группа – общая характеристика изделия (страна, предприятиеизготовитель, наименование, шифр, дата выпуска, государственный, отраслевой или иной стандарт, цена, заводской номер, знаки качества, знаки соответствия и пр.). Особую подгруппу сообщений составляют технические характеристики, специфичные для объекта (например, мощность для оборудования, масса, скорость, производительность, расход топлива для автомобиля и т.д.). Дизайнер должен представить минимально необ- ходимую, но достаточную информацию, правильно распределив ее между изделием и документацией на него. Вторая группа сообщений - способ обращения с изделием. Информация может носить характер пояснения, запрета, предупреждения, предписания. Для ситуаций, в которых от действий пользователя зависит его безопасность и безопасность других людей (например, дорожное движение, противопожарная безопасность), такая классификация приобрела статус стандарта. Третью группу составляют сообщения, которые выдаются самим изделием, специально предназначенным для информационной функции (время на циферблате или цифровом табло часов, величина измеряемого параметра на шкале или табло прибора, сумма на счетчике). Четвертая группа -сообщения, не связанные по смыслу с изделием, например, реклама какой-либо продукции нa кузове автобуса, объявление об открытии нового магазина или приеме на работу в салоне троллейбуса. Такие сообщения являются самостоятельными произведениями графического дизайна. Информация представляется на изделиях в форме буквенно-цифровых текстов, знаков, символов, пиктограмм, индексов. Как правило, используется цвет – или как вспомогательное средство для нанесения буквенно-цифровых и знаковых изображений, или как самостоятельное средство кодирования информации. Существуют различные способы кодирования информации: знаками, буквами, цифрами, цветом, яркостью, типами и шириной линий, размером, расположением, конфигурацией и т.д. Наиболее эффективно с точки зрения времени считывания информации кодирование цветом, наименее эффективно кодирование размером и яркостью. Особое внимание следует уделить изучению свойств знаков и знаковых систем, архитипичность знаков. Феноменом архетипа занимался Карл Густав Юнг. По его определению, архетипом называются врожденные идеи или воспоминания, коллективные формы и образы, встречающиеся по всей земле как составные элементы творческого наследия народов, мифов и религий, которые являются индивидуальными продуктами бессознательного происхождения, передаются как наследственно, так и посредством традиций, миграции. Архетип в дизайне является неким базовым графическим образом, определяющим характер знака, производимое впечатление. Например, для изображения воды во многих, если не во всех культурах, использовалась волнистая линия. Именно волнистая линия легла в основу товарных знаков многих напитков («Coca-Cola», «Балтика»). Используя скрытые архетипические элементы, можно воздействовать на потребителя [1]. Основателями гештальтпсихологии (отнем. Gestalt - целостная форма, образ) в начале ХХ века стали немецкие ученые М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка. Центральная категория гештальтпсихологии - целостный образ (гештальт), а не набор отдельных ощущений, не сумма отдельных актов поведения (принцип атомизма). По мнению гештальтпсихологов, «человеческое восприятие осуществляется таким образом, что значимое явление (фигура) выделяется на первый план. Все остальные объекты в данный момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон» [2]. Помимо гештальтов, которые исследователи считают универсальным принципом восприятия, общим практически для всех людей, существуют принципы, названные исследователями П. Фоули и Н. Моури «перцептивными стереотипами». Стереотипы применимы не ко всем людям безоговорочно, а к большим группам людей, объединенных культурой, образованием, профессией, а также действующих на основании принятых норм или стандартов [2]. Перцептивные стереотипы могут оставаться неизменными в течение долгого периода жизни человека. Они не являются универсальными, как гештальты, так как могут различаться для отдельных слоев населения, людей разных профессий, и даже меняться в течение жизни человека. В этой связи стереотипы рассматриваются как базовые элементы восприятия, которые могут упрощать и ускорять процесс восприятия знаков или иной информации, но которые также могут стать источником ошибочных суждений и, соответственно, ошибочных действий. Изучение знаковых систем включает анализ символики знаков. Символ (греч. sуmbolou - знак, опознавательная примета) является эстетической категорией, он неразрывно связан с идеей и образом. На ранних стадиях развития человечества символы (мифологические символы) были неотделимы от реальности. В жизни древних народов символы играли важную роль, существовал символический культ. Символами становились природные явления, герои мифов, животные и растения. Символику знаков можно разделить на античную, основанную на греческой мифологии, и средневековую, когда христианская религия и церковь стали основой нового мифотворчества [2]. В наше время исторические символы распространяются на все сферы личной и общественной жизни. Сегодня используют языческие и религиозные символы, существует государственная, политическая и профессиональная символика. Использование символических изображений в современном дизайне оправдано, так как обогащает графическое и содержательное решение дизайн-проектов. Средства и системы визуальной информации При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 1960-е годы дизайнерский подход был привнесен в прикладную графику и упаковку с помощью пром-графики (графические элементы на изделиях). Концепция формировалась на исследованиях свойства знаков и знаковых систем, архитипичности знаков. Архетип (прототип) в дизайне является неким базовым графическим образом, определяющим характер знака, производимое впечатление. Например, для изображения воды во многих, если не во всех культурах, использовалась волнистая линия. Таким образом, можно утверждать, чтографический дизайн превращает информацию в визуальные сигналы, по которым человеку легче и быстрее найти объект, сориентироваться в пространстве. Визуальные коммуникации – коммуникации (передача информации) посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики) с одной стороны и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия) с другой. Основная цель визуальной графики исредств визуальных коммуникаций привлечь внимание зрителя. Типографика– синтез искусства, мастерства и набор правил, использования шрифтов и оформительских средств для достижения одной-единственной цели – сделать текст наиболее оптимальным в восприятии читателя. ́ ика (письменный, от греч. – пишу) – графический способ подачи информации, Инфограф данных и знаний. Инфографикой можно назвать любое сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю. Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания можно выделить в ней несколько условных слоев:  Первый слой, с которым имеют контакты практически все слои населения, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т.д. Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблички с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр. При проектировании первого слоя, особенно в вывесках, рекламе, эргономические требования уступают место художественной выразительности и свободе творческого замысла.  Второй слой – средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации. Системы пиктограмм, относящихся к элементам второго слоя, особенно те, которые могут использоваться как инструкция по эксплуатации автоматов (в частности, банковских, множительной техники, компьютеров), имеют ярко выраженный функциональный характер. Их высокая информативность обеспечивает общедоступность, легкость восприятия и понимания людьми разных национальностей. Средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах также имеют свои стандарты, в которых применяют следующие термины с соответствующими определениями: 1. Сигнальный цвет: цвет, предназначенный для привлечения внимания людей к непосредственной или возможной опасности, рабочим узлам оборудования, машин, механизмов и (или) элементам конструкции, которые могут являться источниками опасных и (или) вредных факторов, пожарной технике, средствам противопожарной и иной защиты, знакам безопасности и сигнальной разметке. 2. Контрастный цвет: цвет для усиления зрительного восприятия и выделения на окружающем фоне знаков безопасности и сигнальной разметки, выполнения графических символов и поясняющих надписей. 3. Знак безопасности:цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов. 4. Знак пожарной безопасности: знак безопасности, предназначенный для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара, а также для обозначения мест нахождения средств противопожарной защиты, средств оповещения, предписания, разрешения или запрещения определенных действий при возникновении горения (пожара). 5. Сигнальная разметка: цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п. в целях обозначения опасности, а также для указания и информации. 6. Люминесценция: свечение (излучение света) материала, находящегося в неравновесном (возбужденном) состоянии за счет энергии внешнего воздействия (оптического, электрического, механического и т.п.) или за счет энергии внутреннего происхождения (химические и биохимические реакции и превращения). 7. Фотолюминесценция: люминесценция, возбуждаемая воздействием светом естественного или искусственного происхождения. 8. Светящийся материал: материал, обладающий свойством люминесценции. 9. Несветящийся материал: материал, не обладающий свойством люминесценции и способный отражать (рассеивать) падающий или проникающий на него естественный или искусственный свет без изменения частот составляющих его квантов, но с возможным изменением его спектра.  Третий слой, связан с эксплуатацией и оснащением производственного, офисного, бытового и прочего оборудования. Человек, эксплуатирующий это оборудование, или, пользуясь терминологией эргономики, человек-оператор, с помощью средств отображения (индикаторов различных типов и видов) получает сведения (данные), характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов и т.д. непосредственно на рабочем месте или от переносных, передвижных изделий во время функциональных процессов и работы с ними. Оптимальной дистанцией наблюдения средств индикации считается 500 см. Это, прежде всего, устройства, информирующие о функционировании систем отопления, вентиляции, охраны, наличии задымления. Также информационные устройства электронной бытовой техники. Индикатор (лат.Indicator – указатель) – прибор, устройство, информационная система, вещество – объект, отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого процесса или состояния объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком визуально, акустически, тактильно. Но наибольшего внимания и напряжения требует работа человекаоператора при эксплуатации сложного оборудования с большой долей ответственности. При этом оператор, чаще всего, вынужден переносить взгляд с одних объектов на другие, отвлекаться от наблюдения для выполнения манипуляций с органами управления и для осуществления других моторных функций. Особая группа устройств отображения информации – мнемосхемы.Это наглядное графическое изображение функциональной схемы объекта (локомотива, атомной электростанции), предназначенное для выполнения следующих функций: отображать связи и характер взаимодействия управляемого объекта с другими объектами и внешней средой, сигнализировать обо всех существенных нарушениях в работе объекта. Включает в себя: цифровые и стрелочные приборы, видеотерминалы. Если мнемосхема выходит за пределы видимости (зоны, ограничиваемой предельными углами обзора, который не более 90°), она должна иметь дугообразную форму или состоять из нескольких плоскостей (состыкованных или пространственно разнесенных), повернутых к оператору. При компоновке мнемосхем стараются использовать привычные ассоциации и стереотипы. Например, использование мнемосхем диспетчерами воздушного сообщения, операторов атомных электростанций, отслеживание передвижения железнодорожных составов. При проектировании элементов третьего слоя (индикаторов, мнемосхем и пр.), основополагающими становятся проблемы скорости и эффективности (безошибочности) восприятия визуальной информации. Главенствующими выступают эргономические требования, а художественная сторона несколько отодвигается на второй план. Кодирование информации. Существуют различные способы кодирования информации: знаками, буквами, цифрами, цветом, яркостью, типами и шириной линий, размером, расположением, конфигурацией и т.д.Наиболее эффективно с точки зрения времени считывания информации – кодирование цветом, наименее эффективно кодирование размером и яркостью. Каждый способ кодирования называется алфавитом, или категорией кодирования. Объединение в алфавите 2-х его видов – знакового и цифрового – ведет к существенному возрастанию скорости прочтения информации.  Буквенно-цифровое кодирование.Буквы – используются для передачи информации о названии объекта, цифры – д.ля передачи информации о количественных характеристиках объекта. Существуют общие правила создания текстов для эффективного восприятия: 1. заголовки должны содержать менее 6 слов, тогда они хорошо запоминаются; 2. информация на цветном (оранжевый, желтый фон) более эффективно воздействует на зрителя; 3. текст в эллипсе воспринимается лучше, чем в квадрате или круге; 4. европейцы читают слева направо, поэтому правая сторона запоминается лучше (там останавливается взгляд); 5. верхняя часть страницы, в свою очередь, читается с большим вниманием; 6. человек способен одновременно удержать в поле зрения не более пяти-шести слов, при условии, что они логически взаимосвязаны; 7. начало и конец текста воспринимается лучше, чем середина Рассмотрим пример. Арабский цифровой алфавит состоит из знаков, многие из которых не удовлетворяют требованиям хорошей различимости. Антиквенные шрифты (с засечками) Times, TimesNewRoman и Palatino – компромисс между старым и новым. Четкие и достаточно простые, они обладают хорошо выраженной формой и округлостью, вызывают чувство доверия. Шрифты SansSerif (без засечек), такие как Arial, Modern и Univers, обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием.  Кодирование цветом.Цвет используется для передачи значимости характеристик. Человек может точно идентифицировать не более 10 – 12 цветовых тонов, что ограничивает длину алфавита (способ кодирования) при цветовом кодировании. В результате многочисленных исследований найдены закономерности воздействия цвета в целях привлечения внимания, которое в целом обусловлено физиологическими особенностями глаза человека и законами оптики: 1. для привлечения внимания предпочтение следует отдавать чистым основным цветам, а не смешанным; 2. быстрее обращают на себя внимание светлые, чистые цвета; 3. по силе, с какой цвета привлекают внимание, их можно расположить в следующей последовательности: оранжевый, красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый; 4. при естественном освещении более выразительными оказываются теплые цвета (желтый, оранжевый, красный), чем холодные (зеленый, синий, фиолетовый). Необходимо учитывать, насколько цвет поддается идентификации. Легче других цветов опознается красный, затем следуют зеленый, желтый и белый. Среди основных цветов наибольшую трудность распознавания представляют синий и фиолетовый. Также следует подбирать оптимальное цветовое сочетание фона и шрифта.Легче прочитываются: желтая надпись на черном фоне; белая на черном; черная на оранжевом; черная на желтом; оранжевая на черном.С самого далекого расстояния: надписи черного цвета на желтом фоне; синего на белом; красного на белом; белого на синем; черного на белом.  Кодирование яркостью.Кодирование яркостью менее предпочтительно по сравнению с другими способами кодирования, т.к. сигналы яркости могут утомлять оператора. Кроме того, более яркие сигналы на экране могут маскировать сигналы меньшей яркости. При хороших условиях видения для кодирования можно использовать не более 4-х уровней яркости. Наиболее эффективным является комплексное «сквозное» решение элементов визуальной составляющей среды обитания по всем слоям. Это возможно при разработке и реализации графической части фирменного стиля предприятий, фирм.
«Визуальные коммуникации в промышленном дизайне» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 30 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot