Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История развития ВХУТЕМАС

ВХУТЕМАС

Высшие художественно-технические мастерские, сокращенно ВХУТЕМАС, были образованы в СССР в 1920 году.

Сразу после революции ввиду новых веяний в сфере культуры прежнее искусство попало в опалу. Императорская Академия художеств, в которой при царском режиме учились лучшие из лучших, стала одной из первых мишеней. В Москве и Петрограде в 1918 году прошли конференции с участием студентов, на которых обсуждались вопросы будущего этого заведения. К тому моменту всеми учебными заведениями управлял Народный комиссариат просвещения. Согласно новым правилам теперь в художественных мастерских могли учиться все желающие старше 16 лет. Существовавшая веками система отбора была отменена. Более века высшее образование в сфере искусства и архитектуры можно было получить только в Академии художеств, причем поступить туда могли только мужчины. Обучение было платным. В свободные государственные мастерские брали всех, независимо от пола, наличия таланта и образования.

За два года было создано чуть меньше десятка свободных мастерских в крупнейших городах СССР:

  • Казани;
  • Петрограде;
  • Самаре;
  • Витебске;
  • Саратове
  • Воронеже;
  • Москве;
  • Ярославле.

Как и во всем, что делала советская власть, в новых мастерских отвергалось все старорежимное, все имперское и буржуазное. Советскому обществу нужны были специалисты художественно-промышленной направленности.

За два года своего сущетвования Свободные государственные мастерские доказали свою необходимость обществу, и были преобразованы в Высшие художественно-технические мастерские. Руководить московскими мастерскими были назначены пять человек, в их числе Алексей Щусев и Федор Шехтель. В Москве ВХУТЕМАС состоял из восьми факультетов, среди которых лидировал именно архитектурный. Всего за три года на нем сформировались три школы (объединенные левые мастерские, академисты и экспериментальная архитектура).

Замечание 1

Государственные свободные художественные мастерские – это образовательные учреждения, в которых могли в советское время учиться все желающие. Абитуриент выбирал себе наставника, мастера, у которого хотел обучаться.

«История развития ВХУТЕМАС» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

ВХУТЕМАС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. ВХУТЕМАС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

История ВХУТЕМАС

ВХУТЕМАС развивался очень быстро, отчасти за счет постоянного противостояния старой школы и новых течений. Особенно сильно это противоборство было заметно в Петрограде. Руководителями мастерских были и академические художники, и представители революционного авангарда. Представители «левых» течений даже пытались вынести на обсуждение резолюцию о включении левых течений в план работы. Но старая школа была на тот момент слишком сильна, и этот план не сработал. Уже в 1922 году в результате нового слияния мастерских в Петрограде был провозглашен индустриально-производственный принцип и равноправие течений. Представители левых течений получили отдельные мастерские.

Новая идеология требовала и изменения подходов к образованию. Искусство ради искусства было никому не нужно, каждый проект или задание были связаны с конкретными нуждами. Юные творцы реформировали быт, были включены в повседневные процессы жизни общества.

Студенты, поступившие во ВХУТЕМАС, независимо от выбранного направления первые два года учились вместе на основном отделении, они постигали основы:

  • цвета;
  • графики;
  • объемно-пространственного мышления.

Первые два года относились к пропедевтическому курсу, на нем изучались не только гуманитарные и художественные дисциплины, но и научно-технические.

Студенты ВХУТЕМАС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Студенты ВХУТЕМАС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

За время существования ВХУТЕМАС сменились три его ректора – Е. Равдель, В. Фаворский, П. Новицикий. Каждый из них имел свое видение того, как нужно развивать организацию. Равдель был сторонником авангардизма, он ориентировался на выполнение художественного заказа. Фаворский искал возможности для компромисса между авангардистами и представителями старой школы.

Закат ВХУТЕМАС был столь же быстрым, как и его развитие. Уже к 1930 году внутренние конфликты в организации, уменьшение интереса к авангарду привели в закрытию легендарного заведения. Но имена выпускников ВХУТЕМАС еще долгое время были на слуху. В частности, М. Барщ и М. Синявский спроектировали здание планетария в Москве, известность обрели скульпторы Нина Зеленская и И. Слоним, живописцы А. Лабас и Ю. Меркулов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 12.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot