Описывается реализация метода кондуктивной педагогики в раскрытии творческого потенциала дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Приводится описание методологических принципов, при успешном применении которых реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Раскрываются понятия «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности». Освещен вопрос необходимости как физической реабилитации дошкольников, так и их социализации. Отмечаются трудности, препятствующие физическому и интеллектуальному развитию дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Выделяются общие принципы обучения и воспитания, а также педагогические условия для формирования творческой личности дошкольника с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с нарушениями развития подвергается переоценке. На практике специальное образование, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а с другой, - препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы. В этой связи повышается роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего существенно изменить положение детей и подростков с инвалидностью.