искусство изображения слова в исламе, наделенное самоценной выразительностью художественной формы. Выделяют разные типы почерков. Куфи – почерк с прямолинейными угловатыми буквами, служил для написания заглавий сур Корана. Цветущий куфи – разновидность куфи со сложным переплетением завитков и элементов растительного орнамента, использовался для поэтического восхваления Аллаха, написания изречений Корана и сведений информационного характера. Сульс – самый нарядный почерк, который использовался для украшения интерьеров. В нем соотношение прямолинейных и криволинейных элементов составляет пропорцию 1:3.
Каллиграфия и смежные понятия
Каллиграфия – термин, используемый в нескольких значениях:
Отрасль изобразительного... Каллиграфию следует отличать от смежных явлений: обучения письму, чистописания, леттеринга.... Каллиграфия базируется на уже имеющихся навыках письма, помогает улучшить почерк, сделать его правильным... В то же время каллиграфия отличается от простого чистописания тем, что она предполагает многообразие... Терминологический аппарат каллиграфии
С каллиграфией связана система понятий, лежащих в основе письменно-речевых
В статье делается попытка интерпретировать «Шинель» Гоголя исходя из святоотеческой литературной традиции: изъясняется смысл «страсти» Акакия Акакиевича к каллиграфическому письму, Букве как явлений, укорененных в монашеском послушании; показывается онтологическая природа трагического конфликта «Шинели».
Роль каллиграфии в формировании грамотности
Искусство красивого письма, или каллиграфия, является средством... Каллиграфия при формировании орфографических навыков становится инструментом визуализации, который выполняет... Каллиграфия в проектной деятельности по русскому языку
Особую роль каллиграфия приобретает при организации... Каллиграфия является инструментом развития творческих способностей, повышает интерес к предмету, приучает
В статье приведены сведения о месте искусства каллиграфии в духовной культуре таджикского народа, о поддержке данного вида искусства со стороны государства и общества. На основе разнохарактерных источников анализируется, как и каким образом создавались книги, писались письма, различные документы посредством арабо-персидской графики, а также в каком положении находилось искусство каллиграфии в Бухарском Эмирате. Констатируется, что в Мавераннахре и Хорасане широко были распространены такие виды письменности, как насх, настаълик и сулс. Определены виды и стили каллиграфического искусства. Раскрыта деятельность известных каллиграфов, проживавших в Бухарском эмирате, таких как Мирзо Содики Джондори, Домулло Мухеддин Лавво и Мирмасуми Оламиён, Бобобеки-хаттот, или Бобобек Иштибар и др.
ведены Н.Я. Данилевским в работе «Россия и Европа» (1861): 1) «Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, - составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества; 2) Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью; 3) Начала цивилизации одного культурноисторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций; 4) Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств; 5) Ход развития культурно-исторического типа всего ближе уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу» (Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»).
(лат. рassio-страсть) - страстное, неодолимое стремление людей к осуществлению своих идей, целей, идеалов. Термин введен в науку русским историком Л.Н. Гумилевым (1912-1992). Пассионарность - основа всех исторических деяний. Она сильнее, чем инстинкт самосохранения (напр., подвиги Александра Македонского, Христофора Колумба, а также Жанны Д'Арк совершены не ради наживы).