Роль каллиграфии в формировании грамотности
Искусство красивого письма, или каллиграфия, является средством, позволяющим не только улучшить почерк, но и развить умения и навыки грамотного письма. Это связано с тем, что каллиграфические упражнения способствуют контролю над процессом письма, развивают внимательность, орфографическую зоркость, зрительную память, необходимую для удержания графического образа слова. Каллиграфия при формировании орфографических навыков становится инструментом визуализации, который выполняет в обучении подкрепляющую функцию.
Каллиграфические упражнения на уроках русского языка не являются основными, они используются как дидактический прием, активизирующий внимание ученика, помогающий сосредоточиться на процессе письма, сформировать необходимую мотивацию к аккуратному и разборчивому ведению записей в тетради.
Использование каллиграфических упражнений на уроках русского языка
Элементы каллиграфических упражнений могут включаться на разных этапах урока для решения различных задач:
- На этапе актуализации знаний детям раздаются листы со словами, написанными каллиграфическим почерком, но содержащими ошибки. Необходимо найти ошибки, исправить их, а затем переписать слова в тетрадь (на доску), максимально воспроизводя особенности оригинальной записи. На первоначальном этапе выполнения подобных заданий слов не должно быть много (не более 10), затем их количество можно увеличивать. На этапе активизации знаний и умений также можно практиковать обратный прием: даются слова, написанные неаккуратным почерком, и ученик должен исправить ошибки, записав слов максимально аккуратно и красиво.
- На этапе открытия нового знания каллиграфическое оформление правила, схемы или иного опорного материала поможет ученикам запомнить его содержание. Например, учитель может использовать каллиграфическое выделение изучаемой орфограммы (корня, суффикса, окончания), чтобы помочь ученикам лучше ориентироваться в структуре слова, сделать орфограмму наглядной, сосредоточить внимании ученика на работе именно с этой частью слова.
- На этапе закрепления полученных знаний можно применять различные упражнения, которые таки или иначе связаны с каллиграфическими умениями. Например, учитель предлагает детям провести «каллиграфический диктант», задача которого – красиво записать продиктованные слова. Другое задание – составить «Каллиграфическое ассорти»: записать словарные слова или слова с трудно проверяемыми орфограммами в разных техниках.
- На этапе рефлексии каллиграфические упражнения можно использовать как элемент самооценки: ученик формулирует свое отношение к уроку и выражает его с помощью графических средств.
Каллиграфия в проектной деятельности по русскому языку
Особую роль каллиграфия приобретает при организации проектной работы – индивидуальной или групповой. Варианты ее использования при изучении орфографических тем следующие:
- Создание «Каллиграфических орфографических словариков». Обязательное условие для такого «словарика» - использование каллиграфической записи слов.
- Подготовка и создание «Каллиграфического альбома»: ученики заранее выбирают тексты, содержащие изученные орфограммы, каллиграфически их оформляют, сопровождают иллюстрациями и собирают в альбом, отражающий работу над орфографической темой.
- Создание собственных прописей: ученики создают прописи-образцы в каком-нибудь стиле письма для отработки орфографических навыков. Прописи должны отвечать ряду требований: включать актуальный орфографический материал, содержать образцы каллиграфического почерка, быть понятными и простыми для использования. В дальнейшем ученики могут обменяться своими прописями и попробовать выполнить предложенные упражнения.
- «Каллиграфическое лото»: учитель оформляет предложения в разных стилях (это можно сделать с помощью компьютерных программ), также можно использовать деформированный текст, содержащий лакуны, пропуски букв, а затем предлагает ученикам «закрыть» каждую ячейку «лото» своей собственной надписью.
- Конкурс на лучшее каллиграфическое оформление текста. Учитель заранее раздает деформированный текст и предлагает на уроке (или в процессе выполнения домашней работы) записать текст каллиграфически. По итогам работы ученики сами выбирают лучшие работы и оценивают их.
- Создание лэпбука позволяет проявить творческий подход к орфографии и чистописанию. Ученикам предлагается выбрать в качестве темы определенный раздел (например, «Написание суффиксов прилагательных») и оформить лэпбук – тематическую папку с использованием приемов каллиграфического письма.
- «Каллиграфические загадки»: учитель предлагает детям образцы почерка известных людей (или несуществующих героев книг, фильмов) и просит догадаться, кому они принадлежат. После этого дается фраза известного литературного героя, и ученики записывают ее так, как, по их мнению, записал бы персонаж. После этого результаты работы обсуждаются и оцениваются с точки зрения грамотности, оформления, оригинальности.
Каллиграфия является инструментом развития творческих способностей, повышает интерес к предмету, приучает к аккуратности и формирует умения правильного письма.