Каллиграфия и смежные понятия
Каллиграфия – термин, используемый в нескольких значениях:
- Отрасль изобразительного искусства, которая занимается техникой красивого письма.
- Совокупность навыков и приемов, лежащих в основе четкого и эстетически правильного письма.
- Синоним чистописания, навыка аккуратного и образцового письма.
Каллиграфию следует отличать от смежных явлений: обучения письму, чистописания, леттеринга.
Обучение письму – раздел методики, входящий в систему первоначального овладения грамотой. Целью его является развитие и автоматизация навыков начертания графем, принятых в системе данного языка. Обучение письму неразрывно связано с речевым развитием ребенка, становлением навыков звукового анализа слов, а также чтения.
Чистописание – это термин, в настоящее время употребляющийся для характеристики процесса письма, отражающий его качественную сторону. В советской школе существовали уроки чистописания, на которых отрабатывались навыки четкого, аккуратного, красивого письма.
Леттеринг – это термин из дизайнерской практики, который обозначает процесс рисования букв и создания уникальных надписей в оформительских целях. Леттерингу можно учиться, однако жестких правил здесь не существует. Они обусловлены общими принципами графической системы данного языка (буквы должны быть узнаваемы) и законами композиции рисунка.
Каллиграфия базируется на уже имеющихся навыках письма, помогает улучшить почерк, сделать его правильным, образцовым. Каллиграфическое письмо основано на стандартных приемах начертаниях букв, поэтому оно не является уникальным и неповторимым, в отличие от надписей, создаваемых на основе леттеринга. В то же время каллиграфия отличается от простого чистописания тем, что она предполагает многообразие и богатство стилей начертания, в то время как чистописание ориентирует ученика на усвоение одного образца, чаще всего используемого в школьной практике.
Терминологический аппарат каллиграфии
С каллиграфией связана система понятий, лежащих в основе письменно-речевых навыков. Каллиграфические умения базируются на элементарных графических навыках, то есть системе действий, связанных с воспроизведением графем. Графический навык сложное понятие, основанное на единстве психофизиологических представлений.
Буква выступает как сложный конгломерат зрительных, фонетических и кинестетических образов, усваиваемых при ее начертании. Связь буквы со звуком проявляется через фонему и артикулему, то есть звукокомплексы, лежащие в основе произнесения звука и его опознания на слух. Графема является знаком, с помощью которого звук фиксируется на письме.
Для усвоения начертания необходимо представлять себе оптический образ буквы, что невозможно без становления зрительного восприятия. В то же время в практике письма графема предстает как совокупность движений кисти руки, лежащих в основе ее начертания (кинема). Поэтому усвоение правильного отображения буквы невозможно без учета ее зрительных и двигательных аспектов.
На основе графического навыка складываются каллиграфические умения и навыки – совокупность автоматизированных операций, обеспечивающих письму четкость и правильные пропорции. Каллиграфические навыки определяют особенности почерка – индивидуальной манеры начертания букв.
С искажениями графем на письме связаны каллиграфические ошибки, которые проявляются в следующих случаях:
- Нарушение пропорций букв (их соотношения по ширине или по высоте).
- Искажение наклона.
- Нарушения в последовательности начертания элементов, из которых состоит графема.
- Неправильное соединение графем (недостаточно плавное письмо, отрыв букв друг от друга или, наоборот, письмо без соединения).
- Искажение размещения надписи относительно строки (выход за ее пределы).
От каллиграфических ошибок следует отличать те, которые обусловлены различными речевыми нарушениями, например, недостаточно хорошо сформированным фонематическим слухом или искажениями в произношении звуков. Такие ошибки называют дисграфическими. Их признаки заключаются в следующем:
- Пропуск букв или вставка лишних букв, удвоение слогов.
- Искажение графического облика буквы, замена ее по принципу оптического или начертательного сходства.
- Нарушение границы слов (разделение слов на элементы: по шел; слитное написание слов: влесу).
- Фонетические замены («болная почка» вместо «полная бочка»).
Дисграфические ошибки требуют логопедической коррекции и препятствуют усвоению правил орфографии и выработке навыков красивого письма.
Профилактика нарушений почерка
Важно предупредить возможные отклонения в формировании навыков письма. Этому способствуют различные профилактические меры:
- Развитие мелкой моторики ребенка через ручной труд, упражнения на основе рисования, лепки, вырезания, конструирования.
- Своевременная коррекция речевых нарушений.
- Развитие фонематических навыков, умений наблюдать за звуковым составом слова.
- Чтение и заучивание стихов, скороговорок, считалок, сказок.
- Формирование правильной осанки, занятия физкультурой и спортом.
- Правильный подбор письменных принадлежностей, хорошее оснащение места для занятий и учебы, правильная посадка, достаточный уровень освещенности и проч.