Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Каллиграфия

Каллиграфия и смежные понятия

Каллиграфия – термин, используемый в нескольких значениях:

  1. Отрасль изобразительного искусства, которая занимается техникой красивого письма.
  2. Совокупность навыков и приемов, лежащих в основе четкого и эстетически правильного письма.
  3. Синоним чистописания, навыка аккуратного и образцового письма.

Каллиграфию следует отличать от смежных явлений: обучения письму, чистописания, леттеринга.

Обучение письму – раздел методики, входящий в систему первоначального овладения грамотой. Целью его является развитие и автоматизация навыков начертания графем, принятых в системе данного языка. Обучение письму неразрывно связано с речевым развитием ребенка, становлением навыков звукового анализа слов, а также чтения.

Чистописание – это термин, в настоящее время употребляющийся для характеристики процесса письма, отражающий его качественную сторону. В советской школе существовали уроки чистописания, на которых отрабатывались навыки четкого, аккуратного, красивого письма.

Леттеринг – это термин из дизайнерской практики, который обозначает процесс рисования букв и создания уникальных надписей в оформительских целях. Леттерингу можно учиться, однако жестких правил здесь не существует. Они обусловлены общими принципами графической системы данного языка (буквы должны быть узнаваемы) и законами композиции рисунка.

Каллиграфия базируется на уже имеющихся навыках письма, помогает улучшить почерк, сделать его правильным, образцовым. Каллиграфическое письмо основано на стандартных приемах начертаниях букв, поэтому оно не является уникальным и неповторимым, в отличие от надписей, создаваемых на основе леттеринга. В то же время каллиграфия отличается от простого чистописания тем, что она предполагает многообразие и богатство стилей начертания, в то время как чистописание ориентирует ученика на усвоение одного образца, чаще всего используемого в школьной практике.

Терминологический аппарат каллиграфии

С каллиграфией связана система понятий, лежащих в основе письменно-речевых навыков. Каллиграфические умения базируются на элементарных графических навыках, то есть системе действий, связанных с воспроизведением графем. Графический навык сложное понятие, основанное на единстве психофизиологических представлений.

«Каллиграфия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Буква выступает как сложный конгломерат зрительных, фонетических и кинестетических образов, усваиваемых при ее начертании. Связь буквы со звуком проявляется через фонему и артикулему, то есть звукокомплексы, лежащие в основе произнесения звука и его опознания на слух. Графема является знаком, с помощью которого звук фиксируется на письме.

Для усвоения начертания необходимо представлять себе оптический образ буквы, что невозможно без становления зрительного восприятия. В то же время в практике письма графема предстает как совокупность движений кисти руки, лежащих в основе ее начертания (кинема). Поэтому усвоение правильного отображения буквы невозможно без учета ее зрительных и двигательных аспектов.

На основе графического навыка складываются каллиграфические умения и навыки – совокупность автоматизированных операций, обеспечивающих письму четкость и правильные пропорции. Каллиграфические навыки определяют особенности почерка – индивидуальной манеры начертания букв.

С искажениями графем на письме связаны каллиграфические ошибки, которые проявляются в следующих случаях:

  1. Нарушение пропорций букв (их соотношения по ширине или по высоте).
  2. Искажение наклона.
  3. Нарушения в последовательности начертания элементов, из которых состоит графема.
  4. Неправильное соединение графем (недостаточно плавное письмо, отрыв букв друг от друга или, наоборот, письмо без соединения).
  5. Искажение размещения надписи относительно строки (выход за ее пределы).

От каллиграфических ошибок следует отличать те, которые обусловлены различными речевыми нарушениями, например, недостаточно хорошо сформированным фонематическим слухом или искажениями в произношении звуков. Такие ошибки называют дисграфическими. Их признаки заключаются в следующем:

  1. Пропуск букв или вставка лишних букв, удвоение слогов.
  2. Искажение графического облика буквы, замена ее по принципу оптического или начертательного сходства.
  3. Нарушение границы слов (разделение слов на элементы: по шел; слитное написание слов: влесу).
  4. Фонетические замены («болная почка» вместо «полная бочка»).

Дисграфические ошибки требуют логопедической коррекции и препятствуют усвоению правил орфографии и выработке навыков красивого письма.

Профилактика нарушений почерка

Важно предупредить возможные отклонения в формировании навыков письма. Этому способствуют различные профилактические меры:

  1. Развитие мелкой моторики ребенка через ручной труд, упражнения на основе рисования, лепки, вырезания, конструирования.
  2. Своевременная коррекция речевых нарушений.
  3. Развитие фонематических навыков, умений наблюдать за звуковым составом слова.
  4. Чтение и заучивание стихов, скороговорок, считалок, сказок.
  5. Формирование правильной осанки, занятия физкультурой и спортом.
  6. Правильный подбор письменных принадлежностей, хорошее оснащение места для занятий и учебы, правильная посадка, достаточный уровень освещенности и проч.
Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot