(«куб») – мусульманская святыня, камень кубической формы, метеоритного происхождения, по преданию посланный Аллахом. Этим термином называют также мечеть в г. Мекке, куда мусульмане совершают свой ежегодный хадж (паломничество).
В статье анализируются некоторые проявления сакрального в исламе, которые в совокупности феноменологически обособляют хадж от религиозного туризма. Речь идёт о характерных для ислама строгом соблюдении культового поведения, сакрализации текста Корана и пространства. В качестве идейного содержания культовой практики рассматривается пронизывающий все аспекты религии принцип «очищения» как физического, связанного с омовением (частичным и полным), так и духовного – очищения души и сознания. Своеобразным инструментарием «очищения» сознания, то есть концентрации внимания на объекте поклонения (Боге), выступает суфизм. В ней осмысливается еще один аспект сакрального в исламе, а именно, священные для мусульман тексты Корана, буквальное следование содержанию которых воспринимается как обязательная часть мусульманского вероисповедания. Данный аспект сакральности Корана в ряде мусульманских стран закреплен законодательно как запрет осквернения его страниц или даже выписок.
Статья посвящена анализу сообщения В. Татищева об участии в строительстве и отделке Георгиевского храма в Юрьеве-Польском (1230-1234 гг.) мастера булгарского происхождения. По мнению автора, о его булгарском происхождении свидетельствует имя Бакун, сохранившееся на фасаде храма в виде частично поврежденной авторской надписи. Это особенное имя, оно принадлежало покровителю (патрону) зодческой деятельности, которым, в мусульманской традиции, следует считать строителя Каабы -Бакуна (Бакума). Имя мастера Георгиевского храма доказывает, что он был потомственным зодчим и подтверждает известие В. Татищева о его булгарском происхождении.
фр. avant – впереди, garde – стража – передний край, передовой отряд) – название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями; авангардизм является крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бунтарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художественного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического качества художественной культуры. Крупные представители авангарда – Кандинский, Малевич, Пикассо, Матис, Дали и др.
(араб. – место учения) – в средневековой мусульманской архитектуре здание, имевшее функции религиозной школы, университета, теологического института. Они стали самостоятельными учебными заведениями в X – XI вв.