В статье рассматривается явление имитационной религиозности, которое оказывается неизбежным для воинствующего атеизма в двух его важнейших измерениях — атеистического сциентизма и строительства атеистической церкви. Предлагается и объяснение этого парадокса — исходя из концепции врожденного всем людям религиозного чувства (divinitatis sensus), восходящей еще к античному обоснованию реальности божественного мира через его так называемое историческое доказательство (Платон, Эпикур, Цицерон) и разрабатываемой в настоящее время в реформатской эпистемологии Алвина Плантинги. Демонстрируется, что имитативное происхождение атеистической религиозности не противоречит тому, что речь идет о религиозности вполне реальной, хотя и первертивной.
В течение тысячелетий никому не удалось разрешить дилемму эпистемизма и фидеизма. Эпистемисты и фидеисты молчаливо исходят из совершенно разных представлений о знании, вере и истине. Многозначность слова «вера» нередко ведет к недоразумениям. Чтобы не допускать тут путаницы, введем понятия «faith-вера» и «belief-вера», духовная вера и плотская вера. Традиционную дилемму эпистемизма и фидеизма нужно уточнить и переформулировать как проблемный вопрос о том, что в познании первично и чему принадлежит приоритет духовной вере (интуи-ции, прямому созерцанию сущности) или опосредованному знанию (дискурсивному мышлению)?
название, которое музыкальный критик В. В. Стасов дал в 1867 г. творческому содружеству русских композиторов (М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков). Новая музыкальная школа стремилась передать «правду жизни», национальный характер музыки.