В средневековой интеллектуальной среде сложилось мнение, что родоначальником ереси был приезжий еврей... Наиболее известные представители ереси: Федор Курицын, Иван Черный и др.... После осуждения ереси жидовствующих в Новгороде свое развитие она получает в Москве.... Окончательный разгром ереси жидовствующих приходится на начало $XVI$ века.... В это время они носили название ереси субботников.
Рост городов в Средневековье способствовал распространению ересей, также как и множество противоречий между сословиями. Кроме того, ереси распространяли странствующие проповедники, они, как правило, не принадлежали ни к одному из сословий. Ереси были направлены против феодально-капиталистической церкви, феодального государства, против войн и судов. Некоторые феодалы занимались распространением еретических идей, в надежде, что земельные угодья, принадлежащие церквям, будут розданы людям, в том числе и им.Еретические проповеди носили антицерковный характер. Они отрицали таинство и обряды, не признавали власть церкви, принятую в обществе иерархию живых существ, высмеивали духовенство. Ереси не представляли собой единого целого. Церковь была основой всего, а еретики критиковали ее богатство, высмеивали священников. Еретики проповедовали на улицах и в общественных местах. Послушать новые проповеди собирались толпы людей. Простые люди не отличали одного направления ереси от другого. Для н...
Бюргерские и крестьянско-плебейские ереси
Ранние ереси носили в основном богословский характер.... Социальной почвой появления первых ересей стал протест граждан против феодальных порядков.... Часто крестьянско-плебейские ереси приводили к масштабным антифеодальным выступлениям.... Причины возникновения ересейЕреси возникали в первую очередь в городах с многочисленным плебейским населением... В целом ереси в религиозной форме воплощали антифеодальные настроения населения.
Установлены смысловые антиномии, составляющие основу православного мировосприятия: святость грех, благочестие нечестие, вера ересь. Определено, что установка на целостность образа жизни обуславливает восприятие ереси как разделения, разрыва, утраты целостности образа жизни и теоретических мировоззренческих основ. Выявлено типологически устойчивое восприятие всех ересей в контексте истории и их отождествление между собой. Обозначено, что для традиции характерно образное восприятие ереси как темного явления, замутняющего сияние и чистоту веры. Охарактеризованы зрительные образы, через которые воспринимается ересь.
ведены Н.Я. Данилевским в работе «Россия и Европа» (1861): 1) «Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, - составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества; 2) Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью; 3) Начала цивилизации одного культурноисторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций; 4) Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств; 5) Ход развития культурно-исторического типа всего ближе уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу» (Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»).
(лат. aqua-вода, duco-веду) - в древнеримской архитектуре мост с желобочным водопроводом, характерными арочными пролетами в местах понижения уровня земной поверхности. Известны были еще в архитектуре Древнего Востока.
(лат. рassio-страсть) - страстное, неодолимое стремление людей к осуществлению своих идей, целей, идеалов. Термин введен в науку русским историком Л.Н. Гумилевым (1912-1992). Пассионарность - основа всех исторических деяний. Она сильнее, чем инстинкт самосохранения (напр., подвиги Александра Македонского, Христофора Колумба, а также Жанны Д'Арк совершены не ради наживы).