Ересь жидовствующих появилась во второй половине $XV$ века первоначально в Новгороде, впоследствии и в Москве. В средневековой интеллектуальной среде сложилось мнение, что родоначальником ереси был приезжий еврей Захария.
Имя родоначальника ереси носит полулегендарный характер, т.к. о нем сохранилось очень мало исторически достоверных сведений. Так его имя встречается в «Просветителе» Иосифа Волоцкого и в церковной и внешнеполитической переписке того времени.
Ересь жидовствующих была поддержана различными слоями русского населения. Среди еретиков были представители духовенства, боярства, ремесленничества и просты люди. Наиболее известные представители ереси: Федор Курицын, Иван Черный и др. Еретиками они себя не считали.
Источники и наследие
О теолого-философском учении ереси жидовствующих современным исследователям в большей степени известно по полемической литературе. Среди русских церковных мыслителей, обращавшихся с обличительными посланиями к еретикам были: архиепископ Новгородский Геннадий, Иосиф Волоцкий. Определенную картину рисуют и дошедшие до нас документ церковных соборов, обличавших ересь.
Среди источников ереси жидовствующих исследователи особенно выделяют:
- трактаты еврейского происхождения «Шестокрыл»,
- «О сфере»,
- «Логика» Моисея Маймонида,
- «Тайная Тайных» псевдо-Дионисия Ареопагита.
Интерес представляют и тексты непосредственно принадлежащие интеллектуальной среде жидовствующих. Сред них:
- «Лаодикийские послания» Федора Курицына;
- предисловие и глоссы к «Еллинскому летописцу» Ивана Черного.
История и еретическое учение
История ереси начинается с момента назначения Архиепископа Геннадия на новгородскую епископскую кафедру. Новгород встретил нового иерарха сдержано.
Попав в Новгород, Геннадий обнаружил, что в церковной среде здесь отрицательно относятся к институту священства, считая его погрязшим в корысти и любви к деньгам (грех «симонии» - взятка за рукоположение в священный сан). Чуть позже в среде новгородского духовенства обнаружилось непочитание икон и ересь «жидовства».
Первый собор против еретиков осудил их за непризнание Иисуса Христа Сыном Божием, за отрицание Воскресения мертвых, за соблюдение суббот и др.
После осуждения ереси жидовствующих в Новгороде свое развитие она получает в Москве. Здесь она в большей степени отражала внутриполитическую борьбу боярства в рамках нарождающегося русского централизованного государства. Кроме того, ересь жидовствующих здесь стала прямым следствием тесных международных контактов.
Одним из направлений борьбы с ересью жидовствующих стала активная переводческая и просветительская деятельность архиепископа Геннадия. Среди переведенных и переписанных книг были творения Дионисия Ареопагита, тексты Ветхого и Нового Заветов, христианская литература, направленная против ересей и др. Перу Геннадия Новгородского принадлежит первый полный перевод Библии.
Окончательный разгром ереси жидовствующих приходится на начало $XVI$ века. Идеологи ереси были сожжены. В русском обществе казни еретиков были восприняты неоднозначно. Так Иосиф Волоцкий выступил с посланием «Слово об осуждении еретиков», в котором он хоть и признавал недопустимость казни как таковой, но допускал ее возможность для инакомыслящих, опасных для чистоты вероучения. Другой представитель русской мысли той эпохи, Вассиан Патрикеев, в послании «Слово на списание» осуждает казнь еретиков.
Впоследствии похожие на ересь жидовствующих XV века учения появлялись в Росси вплоть до $XIX$ века. В это время они носили название ереси субботников. Название говорило само за себя: ее сторонники придерживались некоторых иудейских традиций (соблюдение субботы, обрезание и др.).