установление древнерусского пантеона представляет известные трудности (отсутствие литературных памятников периода до принятия христианства на Руси, непостоянный состав пантеона в различные периоды религиозной системы Древней Руси).
В основании памятника древнерусской литературы – норвежская «Сага об Орваре Одде».... Таким образом, древнерусская былина заимствовала сюжет норвежского фольклорного текста.... ., и впоследствии послужила для Нестора источником написания древнерусской летописи.... К этому времени сложился многоуровневый пантеон богов, существовали:
высшие боги: Велес, Перун, Сварог... Подобное мировосприятие, предрешенность судьбы человека нашли свое отражение и в древнерусской летописи
Автор осуществляет философскую рефлексию сакральных истоков древнерусской культуры. В статье проводится компаративный анализ православия и языческого мистицизма западных и восточных славян (пантеон Князя Владимира), раскрываются формы их диалектического синтеза. Автор анализирует отдельные ритуалы и поверья славянских народов, принявших православие, и указывает на то, что культ солнца сохраняет свое ключевое значение в русле христианства. Показана взаимосвязь противоречий духовной жизни русского народа и диалектики языческого и православного мистицизма.
В киевском языческом пантеоне, как говорит летопись, в 980 г. князь Владимир поставил идолы богов:
Перуна... В пантеоне Владимира была единственная богиня – Мокоша, покровительница ремёсел и плодородия.... язычников Древней Руси низшая сфера мифологии была довольно многогранной и это при достаточно бедном пантеоне... Озабоченностью церкви была привычка древнерусских людей произносить клятвы (роты), которые принадлежали... Эти представления, надо сказать, не были чуждыми и элите древнерусского общества.
В статье выявляется семантика одного из элементов декора русского традиционного жилища Тамбовской области, именуемого у местного населения репейником. Автор приходит к выводу, что он представляет собой одну из разновидностей часто встречающегося в русском народном декоративно-прикладном искусстве изображения персонажа, в котором соединяются женские антропоморфные и растительные черты. Нахождение его в высшей точке структурных элементов декора свидетельствует о самом высоком статусе в иерархии потусторонних сил архаического сознания. Отсутствие такого божества в славяно-древнерусском и, более широко, в индоевропейском пантеоне и обнаружение параллелей ему в круге неоэнеолитических культур балкано-северопричерноморского региона позволяет сделать предположение о его доиндоевропейском характере.
лица, принадлежащие к кастам, занимающим низшее положение в сословно-кастовой системе Индии. Неприкасаемость связана с занятиями, считающимися в индуизме нечистыми (обработка кожи, уборка мусора и др.). Индуизм запрещает общение с «неприкасаемыми» лицам из более высоких каст.
(греч. basilike-дом базилевса) - здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн. Первоначально, в Византии, - дом высшего духовного лица города, затем, в Древнем Риме, - общественные здания. Впоследствии стали использоваться христианами для собраний. Постепенно приобрели форму латинского креста.