Язычество Древней Руси до крещения
Язычество Древней Руси – это система представлений о человеке и мире, ставшая основной религии восточных славян.
Славяне выделились из числа древних индоевропейцев во II –I тысячелетии до нашей эры, верования которых своими корнями уходили в их религиозные воззрения.
Система языческих верований постепенно трансформировалась, становилась сложнее, перенимая черты скифов, аланов, сарматов и в таком варианте дошла до IX-X столетий.
В киевском языческом пантеоне, как говорит летопись, в 980 г. князь Владимир поставил идолы богов:
- Перуна,
- Хорса,
- Стрибога,
- Дажьбога,
- Мокоши,
- Симаргла.
Богом-громовержцем был Перун, славянский аналог Зевса и Тора, считавшийся покровителем княжеского рода. Этому верховному богу в первую очередь поклонялись в княжеско-дружинной среде.
Богом солнца был Хорст, о происхождении имени которого спорят исследователи и считают, что оно, возможно, пришло от хазар, скифов или сарматов.
Олицетворением солнца был и Дажьбог, поэтому специалисты считают, что это два имени одного бога. Богом ветра являлся Стрибог, а Семаргл – бог растительности, земли и подземного царства.
В пантеоне Владимира была единственная богиня – Мокоша, покровительница ремёсел и плодородия.
Археологи подтвердили, что на Старокиевской горе напротив княжеского двора действительно было славянское капище.
Из славянских богов, не упоминающихся в Лаврентьевской летописи, выделяется бог огня Сварог, который был, особо почитаем крестьянами, Лада – богиня весны и бракосочетания, Велес – покровитель скотоводства.
Разные славянские племена имели культы разных богов. Для большинства языческих религий у язычников Древней Руси низшая сфера мифологии была довольно многогранной и это при достаточно бедном пантеоне богов.
Одних связывали с природой и природными явлениями, например, леший, водяной, а других связывали с домом – домовой, банник.
Были и низшие существа, которых наделяли демоническими свойствами – ведьмы, моры, колдуны, черти, бесы и др.
В языческой мифологии Баба Яга была главной ведьмой, атрибутами которой являлись метла, костяная нога, избушка на курьих ножках, ступа. Чтобы задобрить колдунью, олицетворявшую неупокоившиеся души, ей приносили кровавые жертвы, а её «двойником» было Лихо Одноглазое.
В русалках видели утопленниц, игравших заметную роль в славянской мифологии.
К женским персонажам относились богинки, кикиморы. Считали, что кикиморы живут или за печкой, или за сараем и вредят хозяевам, а богинки – это умершие при родах женщины, охотящиеся за младенцами.
Объектами культа древних славян-язычников были печь, которую целовали и столб. Из обрядов, характерным была масленица, символизирующая конец зимы.
Священные рощи и священные деревья относились к разряду культовых мест, а береза и дуб, особо почитаемые, были символом бога Перуна.
Своим идолам древние славяне поклонялись на открытых святилищах – капищах, в центре которых стоял идол. Капища, как правило, огораживались, а внутри разводился костер.
Рисунок 1. Идолы языческих богов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особой категорией лиц, обслуживающих религиозную сферу, были древнерусские языческие жрецы-волхвы – в IX-X веке это была уже влиятельная прослойка, под руководством которых проводились обряды. Терять свое влияние они стали после крещения Руси.
Вытеснение язычества христианством
Византия была заинтересована в христианизации Руси. Тогда считалось, что любой народ, который примет из рук императора и константинопольского патриарха христианскую веру, становится вассалом империи.
Проникновение христианства в русскую среду происходило в результате контактов Руси и Византии. Предание говорит, что киевский князь Аскольд был крещен митрополитом Михаилом, посланным на Русь.
Во время правления Игоря и Ольги христианство стало популярным среди дружинников и купеческой прослойки. Более того, княгиня Ольга во время визита в Константинополь в 950-х годах, сама приняла христианство.
Однако на Руси было время, когда христианство стало гонимой религией – это был период правления князя Святослава 960-972 годы, поскольку князь был убежденным язычником.
Принятие христианства на Руси, по мнению исследователей, продиктовано прагматическими соображениями – важно было подкрепить государственность и власть киевских князей, а для этого необходимо религиозно-идеологическое подкрепление.
Летописная легенда говорит о том, что Владимир принял крещение, исходя из осознанного им выбора веры. Выслушав миссионеров-представителей разных конфессий, князь разослал в разные страны своих соратников для выяснения лучшей веры и те указали, что самая лучшая вера греческая.
Крещение князя стало отправной точкой для христианизации всей Руси.
Отступление язычества под натиском духовенства растянулось на многие десятилетия. Первоначально крестилась только княжеская семья и дружина, а основная часть населения Руси ещё оставалась языческой даже в XI веке, а вятичи и в начале XII века «творили» языческие обряды.
Находки археологов свидетельствуют о том, что в той или иной степени языческие обряды были в почете у жителей городов до середины XIII века, а в сельской местности христианизация проходила ещё медленнее.
После крещения Руси полностью отождествляли себя с христианством жившие в период правления Ярослава Мудрого, это было уже третье поколение после крещения.
Язычество сумело проникнуть в православные традиции и укорениться в русских обычаях и традициях, несмотря на многочисленные запреты.
Примерами этого проникновения являются всем известные Масленица, ночь Ивана Купалы, Святки, Чистый четверг.
В современность перекочевали из языческих времен многие календарные обряды, сельскохозяйственные приметы, фольклор.
Взаимосвязь язычества и христианства
Принятие Русью христианства богословская литература трактует как переход от заблуждения к истине, однако, историческая действительность расходилась с этими представлениями.
В «Повести временных лет» автор замечает, что русские люди только на словах назывались христианами, а на самом деле жили, точно «поганые».
Ревнители христианской веры осуждали тех, кто называл себя христианином, но поклонялся языческим богам. Эта концепция «двоеверия» проникла и прочно утвердилась в дореволюционной исторической науке.
Оба культа стояли рядом и практиковались одновременно.
Озабоченностью церкви была привычка древнерусских людей произносить клятвы (роты), которые принадлежали языческому общественному быту. Клятвы осуждались как тяжкий грех, но в этот грех постоянно впадали русские князья.
В политической жизни Руси XI-XII веков княжеские клятвы были заурядным явлением, а их непременным условием было целование креста.
Смешение обрядов христианства и язычества прослеживалось постоянно. На языческий манер проводились многие христианские праздники.
Непременным правилом было ритуальное употребление алкогольных напитков, и многие священники принимали в этом самое деятельное участие даже в дни поста или вербного воскресенья, что засвидетельствовано определениями Владимирского собора.
Эти «бесовские игрища» – языческие праздники, собирали большое количество народа, несмотря на погоду, а церкви в это время стояли пустыми.
В общественном сознании древних славян языческое мироощущение держалось настолько крепко, что церковники часто сами их путали.
Язычество можно проследить и в церковном оформлении – «церковное декоративное искусство средневековья пронизывают древние языческие элементы, дополняя христианскую символику.
Например, убор Георгиевского собора в Юрьеве-Польском – цоколь здания от основания покрывают стилизованные растения, растущие как бы из земли. Этот нижний ярус видимого мира показывает, что растения рождает земля.
Барельефы, идущие выше, изображают человека, а верх собора венчают небожители и золотой купол, олицетворяющий солнце.
Солнце в христианской символике отождествлялось с Иисусом Христом. Внутри купола живописцы изображали лик Христа, смотрящего на молящихся.
Христианство и язычество прослеживалось и в похоронных обрядах XI-XIII веков. Вместо сожжения умершего, его стали хоронить в землю и в могилу клали пищу, необходимую в загробной жизни.
Поминки после похорон, поминальные родительские дни – это признаки языческих представлений о потустороннем мире и душе. Эти представления, надо сказать, не были чуждыми и элите древнерусского общества.
В ходе раскопок археологи обнаруживают предметы вооружения, сосуды с пищей, что является свидетельством о соблюдении языческого обряда.