Ценообразование – это процесс по формированию цен на продукцию, которую выставляют на рынке для реализации.
Сущность и виды ценообразования
Одной из самых важных и наиболее сложных экономических категорий товарного производства является категория цены. Ею называется та сумма денежных средств, которую производитель (продавец) желает получить при реализации на рынке одной единицы своей продукции.
Ценообразование, т.е. процесс формирования цен, может осуществляться одним из двух способов:
- первый способ представляет собой рыночное ценообразование, в основу которого положено взаимодействие спроса и предложения на рынке;
- второй способ представляет собой государственное ценообразование, которое заключается в централизованном установлении цен государственными органами.
В современном мире довольно сложно найти пример чисто рыночного или чисто государственного ценообразования. Наибольшее распространение получила гибридная форма, а именно – государственное вмешательство в рыночное ценообразование.
Суть данного явления заключается в том, что сначала происходит формирование рыночных цен под влиянием естественных величин спроса и предложения. Затем, в том случае, если установленный равновесный уровень рыночных цен по тем или иным причинам не устраивает органы государственной власти, они оказывают собственное воздействие (прямое или косвенное) на цены, изменяя их первоначальное значение.
Вмешательство в рыночное ценообразование является одним из инструментов, которые используются государством для реализации своей экономической политики, достижения стратегических целей и решения тактических задач.
Стоит отметить, что государство – это не единственный участник экономических отношений, который вмешивается в рыночное ценообразование. Этим также занимаются предприятия-монополисты, которые желают воспользоваться своим положением на рынке и максимизировать извлекаемую прибыль.
Сущность, цели и задачи государственного вмешательства в рыночное ценообразование
Вмешательство в рыночное ценообразование осуществляется государством в рамках одного из направлений государственной экономической политики – ценовой политики. Она представляет собой совокупность целей и задач, поставленных перед государством в области цен, принципов и методов их реализации, а также мероприятий по выполнению принятых решений и контролю за ним.
Вмешательство в рыночное ценообразование на сегодняшний день является необходимой частью государственной политики. Подобная необходимость обуславливается особенностями функционирования рыночной системы, которая, как показало время, не способна самостоятельно справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций, обеспечить целостность общественной системы, согласовать различные интересы многочисленных экономических субъектов.
Государство, вмешиваясь в рыночное ценообразование, преследует, прежде всего, цель по созданию таких условий, при которых были бы согласованы экономические интересы потребителей (домашних хозяйств), товаропроизводителей (фирм) и государства.
Обозначенная цель достигается государственными органами в процессе решения целого комплекса следующих задач:
- защита населения от необоснованного роста цен на потребительские товары;
- обеспечение национальной безопасности в экономической сфере;
- управление инфляцией и инфляционными ожиданиями;
- регулирование цен на продукцию субъектов естественной монополии и осуществление контроля за ними;
- защита отечественных товаропроизводителей от иностранных конкурентов (реализация политики протекционизма);
- создание необходимых и благоприятных условий для формирования в национальной экономике конкурентной среды и поддержания конкуренции между товаропроизводителями и потребителями продукции;
- оказание поддержки ценам на продукцию предприятий из приоритетных отраслей национальной экономики, а также ценам на приоритетные (социально значимые) группы и виды товаров и услуг.
Перечисленные цели и задачи, зависимые от социально-экономической обстановки в стране, определяют масштабы, методы и формы государственного вмешательства в рыночное ценообразование. В этой связи глубина государственного регулирования отличается в разных странах мира.
Последствия государственного вмешательства в рыночное ценообразование
Поскольку государство вмешивается в процесс ценообразования в рамках экономики, которая функционирует в рыночных условиях, последствия этого вмешательства обуславливаются действием рыночных законов.
Так, если государство установит предел максимально возможной цены товара ниже равновесной, то в соответствии с законами рынка, величина спроса на этот товар увеличится, а величина предложения, наоборот, уменьшится. Следовательно, на рынке возникнет дефицит – нехватка товаров.
Чтобы предотвратить дефицит товаров на рынке, государству придется осуществлять субсидирование товаропроизводителей. Таким образом будут покрыты их издержки производства, и предложение товара будет соответствовать спросу на него.
Однако это потребует увеличение расходов средств государственного бюджета, что станет возможным, если очередной раз перераспределить запланированные бюджетные ассигнования между сферами (например, уменьшить объем финансирования армии), или если государство осуществит заимствование (в форме денежной эмиссии или выпуска государственных ценных бумаг).
А это, в свою очередь, окажет кумулятивный эффект на денежно-кредитную (финансовую) сферу национальной экономики, в которой изменится покупательная способность национальной валюты, рыночный уровень процентных ставок и т. д. Следовательно, государственное вмешательство в рыночное ценообразование порождает целую цепочку последствий, которые необходимо учитывать уполномоченным государственным органам.