Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы установления цены на основе затрат

Определение уровня цен на различных рынках

Ценовая политика во многом зависит от типа рынка, на котором продвигается товар.

На рынке чистой конкуренции присутствует множество продавцов и покупателей каких-либо схожих товаров. На текущие рыночные цены товаров не влияют отдельные покупатели или продавцы. Продавец не может запрашивать цену выше рыночной, так как покупатели в таком случае свободно приобретут необходимое количество товара по рыночной цене у другого продавца. Также продавцы не запрашивают и цену ниже рыночной, так как могут свободно продать товары по текущей рыночной цене. На таком рынке продавцы не уделяют много времени разработке маркетинговой стратегии в связи с тем, что ограничены роль маркетинговых исследований, политики цен, стимулирования сбыта, рекламы и т.д.

Весьма специфичным является рынок монополистической конкуренции, который состоит из множества продавцов и покупателей, осуществляющих сделки не по одной цене, а по широкому диапазону цен. Его наличие объясняется возможностью продавцов предлагать покупателям различные варианты товаров, которые могут отличаться по качеству, свойствам, внешнему оформлению и т.д. Покупатели учитывают разницу в предложениях и платят за товары различную стоимость.

На олигополистическом рынке действует небольшое число продавцов, которые достаточно чувствительно реагируют на изменения политики ценообразования и маркетинговые стратегии друг друга. У продавцов нет возможности оказывать существенное влияние на уровень цен, а новые претенденты сталкиваются с трудностями при проникновении на данный рынок. При таком положении дел конкуренция имеет неценовой характер.

На рынке чистой монополии продавец имеет высокую степень контроля за ценой. В качестве продавца может быть государственная, частная регулируемая или же нерегулируемая монополия.

Основные методы установления цены на базе затрат

Цена товара равна затратам фирмы на его производство и соответствующей добавочной величине, которая характеризует прибыль от продажи данной продукции. Рассматривая затраты необходимо отметить, что существует два подхода к определению их величины.

Первый подход основан на установлении так называемых полных издержек, включающих все затраты предприятия на производство и продажу товара.

«Методы установления цены на основе затрат» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При втором подходе определяются сокращенные затраты, предельная величина которых равна переменным издержкам.

При установлении цен на базе затрат обычно используют такие методы:

Метод надбавок, характеризующийся как самый простой. При таком методе начисляется определенная наценка на величину затрат, которые приходятся на единицу продукции. Величина наценки равняется норме прибыли в соответствующей отрасли, или же норме прибыли, которая оговаривается продавцом. Величина наценки может быть как одинаковой, так и дифференцированной. Затраты могут быть и сокращенными, и полными. Рассматриваются как правило полные затраты. Таким образом, базовая цена будет равняться себестоимости одной единицы товара и конкретной норме прибыли.

Метод достижения целевого дохода на капитал. В данном случае предприятие устанавливает цену товара на основе себестоимости одной единицы и необходимости получения планируемого объема прибыли от вложенного в производство и реализацию продукции капитала. Так, устанавливается прибыль от продажи заданного числа товара, а не норма прибыли на одну единицу, как в предыдущем методе.

К исходным данным при оперировании методом целевого дохода на капитал относятся:

  • Планируемые объемы реализации товара;
  • Себестоимость одной единицы продукции;
  • Объемы инвестиций в производство и сбыт товара;
  • Целевой объем прибыли на вложенные средства.

Формула расчета цены товара выглядит следующим образом:

Цена товара = себест. ед. товара + норма приб. • инвест. капитал.

Следующий метод установления цены основан на анализе безубыточности. Цена определяется на основании построения и анализа изменения кривой общей выручки и кривой общих издержек в зависимости от объема реализации товаров.

Преимущества и недостатки методов определения цен на основе затрат

Установление цен на базе затрат по-другому называется затратным методом ценообразования. Данный способ широко распространен не только в России, но и за рубежом, что объясняется стремлениями предприятий к превышению цены над собственными затратами. Соответственно, помимо затрат, присутствует и приемлемая прибыль в качестве вознаграждения производителя за усилия. Другими причинами популярности рассматриваемого метода установления цены являются:

  • Метод основан на реально доступных данных. Вся необходимая информация содержится в бухгалтерской отчетности фирмы и документах, регламентирующих величину наценки. Нет необходимости в исследованиях рынка и опросах покупателей, поэтому решения относительно цен принимаются быстро;
  • Затратное ценообразование довольно распространено, поэтому нет необходимости в освоении иных подходов.
Замечание 1

Методы определения цен на базе затрат широко используются для обоснования исходных цен, чтобы ответить на вопрос о целесообразности выхода на рынок с данным товаром. В то же время на реальном рынке чаще всего корректируется исходный уровень цен, рассчитанный на основе затрат.

Основным преимуществом ценообразования на базе полных затрат является теоретическое покрытие произведенной продукцией всех затрат и достижение прибыли. Такой метод самый простой и понятный из всех существующих.

Между тем метод установления цены на базе затрат имеет и недостатки. Самый очевидный заключается в том, что метод не учитывает конкуренции и уровня спроса, поэтому не гарантирует хорошие продажи по цене, рассчитанной данным способом. Также нет гарантий того, что другие предприятия не будут использовать эти же методы при установлении цен. В случае, если конкуренты лучше учитывают рыночную ситуацию при определении базовой цены, то предприятие может лишиться потенциальных покупателей, а значит, понести убытки.

Дата написания статьи: 07.06.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot