Особенности ценообразования
Любой товар, поступающий на рынок должен иметь цену.
Ценой называется рыночная стоимость товара, выраженная в денежном эквиваленте.
Вопрос цены является очень важным в экономике. Ведь от цен на товары и услуги зависят не только отношения между субъектами хозяйствования, но и общественные отношения. Цены влияют на формирование национального дохода, государственного бюджета, распределение внутреннего валового продукта. Цена должна отражать как ценность товара, так и являться денежным выражением обязательства оплатить предоставленные товары или услуги.
Ценность товара – это степень его полезности для потребителя в данный момент.
Вся совокупность процессов по формированию цены товара называется ценообразованием.
Ценообразование должно отражать не только ценность товара, но и затраты, понесенные при его производстве (издержки производства). Поэтому при формировании цены на товар или услугу обязательно принимаются во внимание следующие обстоятельства:
- государственная экономическая и социальная политика;
- издержки производства;
- спрос и предложение на товар;
- цены на аналогичную продукцию у конкурентов;
- финансовые возможности и цели предприятия (фирмы, компании).
Понятие дифференцированного ценообразования
Существует несколько систем и политик ценообразования. Одной из наиболее прогрессивной в настоящее время является дифференцированное ценообразование.
Дифференцированным ценообразованием называются методы формирования цен, учитывающие различные факторы рынка и возможности предприятия влиять на уровень цен.
Главными целями дифференцированного ценообразования являются:
- обеспечение стабильности рынка того или иного товара;
- привлечение потребителей;
- сохранение дохода производителей;
- социальная защита определенных слоев населения (учащихся, студентов, пенсионеров и пр.)
Разнообразие методов дифференцированного ценообразования
Применяются следующие методы дифференцированного ценообразования:
- пространственная дифференциация (установка цен в зависимости от территории – торговой зоны);
- временная дифференциация (цены меняются в зависимости от времени суток или сезона);
- персонифицированная дифференциация (цены для пожилых, для детей, для больных, для льготных категорий населения);
- количественная дифференциация (цена зависит от объема закупки товара).
В ходе дифференцированного ценообразования активно применяются такие разновидности цен, как:
- стандартные и меняющиеся;
- единые и гибкие;
- дискриминационные;
- твердые и скользящие.
Стандартные цены, как правило, остаются неизменными на протяжении длительного времени. Они распространяются на определенный вид услуг. При этом содержание услуги (набор товаров, количество блюд в комплексном обеде) может несколько меняться. Они позволяют сохранять определенную стабильность на рынке. Меняющиеся цены позволяют реагировать на изменения в затратах предприятия или в спросе потребителей.
Единые цены позволяют устанавливать одинаковую цену на товар для всех потребителей при одинаковых условиях. Гибкие цены позволяют производителям и потребителям придти к общему соглашению в процессе договора о купле-продаже товара. Очень близки к выше упомянутым разновидностям цен твердые и скользящие цены. Твердые цены на товар не изменяются на протяжении длительного времени. Скользящие цены реагируют на изменения коньюктуры рынка.
Дискриминационные цены предполагают реализацию одного и того же товара на различных рынках по разной цене. Это позволяет максимально увеличить объем продаж с учетом возможностей разных рынков. Кроме этого учитываются особенности состава потребителей, специфика товара, временной фактор.