Понятие цены и ценообразования
Любой хозяйствующий субъект в условиях рынка должен разработать оптимальную систему установления цен на свою продукцию. Стремясь к максимальной выручке, все-таки необходимо проводить гибкую ценовую политику, так как влияние спроса на цену произведенного экономического блага в условиях конкуренции все больше возрастает.
Цена – это денежное выражение ценности произведенного экономического блага.
Цена на продукт должна отвечать сразу двум условиям: покрывая издержки производства, формировать прибыль продавца; отвечать потребности покупателя в соотношении ценности и качества.
Ценообразование представляет собой механизм учета всех факторов влияющих на формирование цены на произведенный продукт.
Задачи ценообразования
При выборе стратегии ценообразования прежде всего руководство хозяйствующего субъекта должно определится с целями, которые будет решать их продукция при выходе на рынок.
Можно выделить основные задачи, которые могут стоять перед руководством:
- Увеличение прибыли в определенный момент времени (при этом изучается спрос и производство концентрируется на более дорогом товаре, удовлетворяющем спрос).
- Увеличение доли на рынке (происходит снижение цен на продукцию, для расширения спроса).
- Повышение качества продукции (создается уникальность товара, при этом цены повышаются, для покрытия издержек).
- Выживаемость (в кризисных ситуациях цены снижаются для сохранения позиций на рынке).
Факторы ценообразования
Цена является сложным экономическим параметром. Чем четче руководство хозяйствующего субъекта определится с многообразием факторов, влияющих на цепочку производства их продукта, тем точнее будет определена цена на продукцию с учетом стоящих перед руководством задач. В целом все многообразие факторов, влияющих на ценообразование любого хозяйствующего субъекта можно подразделить на три группы:
- базовые (затраты на производство, формирование себестоимости);
- изменяемые (факторы, подверженные влиянию изменению экономических показателей рынка);
- регулируемые (факторы влияния государства на экономику страны).
Также факторы ценообразования можно условно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относят факторы, которые могут контролироваться руководством хозяйствующего субъекта. К внешним относятся неконтролируемые, но прогнозируемые изменения на национальном и международном рынках.
Внутренние факторы:
- Управление затратами. Каждый субъект в своей хозяйственной деятельности стремится к минимизации издержек производства, с целью повышения своей способности конкурировать на рынке, в том числе и в ценовом диапазоне.
- Разработка товарной линейки. Рентабельность предприятия распределяется на все виды производимой продукции. Для эффективного функционирования хозяйствующего субъекта, необходимо контролировать рентабельность каждой группы товаров, и акцентировать производство на более выгодных товарах.
- Изучение рынка. Разработка маркетинговых стратегий, постоянный анализ динамики рынка, контроль и анализ конкурентов и их преимуществ или недостатков.
- Эффективное использование своих и заимствованных финансовых средств.
- Совершенствование структуры самого хозяйственного субъекта. Сюда можно отнести, поиск новых более выгодных поставщиков, разработку менее затратных технологий производства, изменение каналов сбыта на менее затратные и т.д.
Внешние факторы:
- Регулировка цен государством. Применяется для определенных групп товаров, при этом могут быть установлены пороговые ограничения цен на товары.
- Изменения в правовой, налоговой политике государства.
- Таможенные издержки.
- Борьба с монополиями.
- Инфляция.
- Изменения в предпочтениях потребителей.
- Скачки на валютных рынках.
- Изменения мировых цен на определенные товарные группы.
- Изменения на фондовых рынках.
- Возникновение сложностей в международных политических взаимоотношениях между странами.