Понятие цены, ценообразования
В сфере рыночных отношений происходит постоянный обмен экономическими благами между производителями, сбытовыми копаниями посредниками, предприятиями розничной торговли и конечными потребителями продукции или услуг. Для выражения ценности товарных, либо финансовых продуктов, применяют понятие цены, которое представлено в денежных единицах.
При расчете цен на производимые экономические блага предпринимателю необходимо учесть все расходы в сфере своего производства, затраты на перераспределение продукции, а так же заложить в цену норму прибыли, соответствующей экономическим целям хозяйствующего субъекта. Кроме того, в расчете цены важно учитывать соотношение спроса и предложения на конкретный вид продукции или услуг, потому что покупатель может быть неготовым к покупке по установленной цене, либо уйти к конкурентам. Поэтому на основании выбранных экономических и маркетинговых целей на хозяйствующем субъекте разрабатывается механизм создания цен, который называется ценообразованием. Ценообразование для каждого предприятия будет индивидуальным, связанно это со спецификой производства и использованием определенных технологий и методов организации труда.
Понятие и особенности тарифного ценообразования
Тариф определяет собой ценность оказываемой услуги.
Тарифное ценообразование является комплексом мероприятий по расчету и установлению тарифных ставок за оказание производственных и непроизводственных услуг.
Тарифное ценообразование характерно для следующих сфер деятельности:
- расчет заработной платы определенным группам специалистов;
- таможенное дело;
- транспорт;
- услуги жилищно-коммунального комплекса;
- услуги естественных монополий.
Тарифная ставка в оплате труда представляет собой выплату за выполненную норму, определенную на производстве конкретного хозяйствующего субъекта. Как правило, такая выплата имеет фиксированное денежное значение и выражает минимальную оплату труда сотрудника. Для расчетов ставок зарплат для работников бюджетной сферы используют тарифную сетку.
В таможенном деле тарифы применяются для оценки ввозимой или вывозимой продукции, которая представлена в перечне товаров, установленным государственными органами власти. То есть таможенный тариф представляет собой оплату услуг на проведение таможенных операций с продукцией. Как правило, такие тарифы часто учитываются в цене продукции, используемой дистрибьюторами и другими предприятиями цепочки снабжения.
В транспортных услугах тарифы применяются для определения затрат транспортной компании на совершение перевозки продукции или населения. Для различных регионов в зависимости от развитости сети дорог, наличия железных дорог и аэропортов тарифные ставки на транспортные услуги могут различаться. Кроме того, тарифы применяются и к сопутствующим перевозкам операциям, например, на упаковку, хранение, взвешивание товаров. В России государственному регулированию подвергаются тарифы на железнодорожные, речные и морские перевозки.
В сфере жилищно-коммунальных услуг тарифные ставки применяются для учета расхода электричества и центрального отопления, использование горячей и холодной воды, а так же за использование газа и получение услуг по капитальному ремонту. Нормы оплаты по тарифам, как правило, устанавливаются на государственном уровне.
Ценообразование в сфере естественных монополий регулируется государством, так как для данного типа рынка характерно отсутствие конкуренции и не заменяемость производимых услуг. К естественным монополиям можно отнести предприятия по обеспечению водоснабжения, добыче и распределению газа и нефти, оказанию телефонных услуг населению, поставкам электроэнергии и оказанию услуг по перевозкам. Регулирование цен в данной области позволяет сохранять социальную стабильность в стране, а так же сохраняет за монополистами возможность эффективно распределять ресурсы за счет государственного субсидирования.