Ценообразование – это обязательный процесс для любой компании, в основе которого идет формирование цены на товар.
Ценообразование сложный и многогранный процесс, который подразумевает долгосрочное планирование цен, так сказать на перспективу, чтобы предприятие могло долгое время манипулировать ценами на товар, а он, в свою очередь, не менял привлекательности на рынке.
Цена и ее установление отвечает на многие вопросы предпринимательской деятельности: нужно ли увеличивать объемы производства, осваивать новые рынки, выпускать новый товар на рынок, открывать новые производства и т.д.
Процесс ценообразования имеет ряд преимуществ и недостатков, которые позволяют либо создавать привлекательные цены на товар, либо, наоборот, неправильная цена способна оттолкнуть клиента, и он, скорее всего, уйдет к конкурентам.
Положительные стороны процесса ценообразования
Ценообразование представляет собой сложный процесс экономического характера, который осуществляют специалисты, если неверно установить цену на товар, то могут возникнуть различные проблемы: дефолт предприятия, нехватка оборотных средств, снижение спроса на товар и т.д.
Большинство предприятий на современном рынке предпочитают не вдаваться в процесс столь сложный, как ценообразование, а устанавливать цены на уровне конкурентов или из расчета определенного процента прибыли за минусом себестоимости, но процесс ценообразования, если его осуществлять грамотно имеет целый ряд преимуществ:
- Процесс ценообразование помогает быстрее клиентам «принять» товар и ускоряет процесс распространения товара на рынке;
- Клиент чаще всего помнит приемлемые цены на товар определенной компании, что повышает спрос на другие товары этой компании;
- Грамотное ценообразование «отсекает» конкурентов на достаточно длительный срок.
Регулирование ценообразования
На сегодняшний день можно говорить о самостоятельности предпринимательской деятельности на рынке, о свободной конкуренции и экономической деятельности. Также частично это можно перенести и на процесс ценообразования на предприятиях. Однозначно сказать, что процесс ценообразования на рынке ничем не регулируются сложно, государство все же пытается частично вести политику регулирования цен, по крайне мере, в определенных отраслях и на отдельные виды товаров.
Цель государственного регулирования ценообразования заключается в том, чтобы не допустить или предупредить рост процессов инфляции в стране. Так, если цены на товары будут безудержно расти, это приведет к различным негативным экономическим последствиям, особенно в рамках социальной политики, что противоречит государственным целям и задачам. Суть государственного регулирования цен, наоборот, придерживается социальной стороны, так как есть прожиточный минимум для населения, и на эти деньги люди должны покупать товары самые необходимые, чтобы составить потребительскую карзину. Поэтому цены на товары первой необходимости напрямую рассматриваются и прежде всего, контролируются в нашей стране.
Также есть антимонопольная политика государства по регулированию ценообразования, которая заключается в следующем:
- Установление системы льгот и надбавок. Государство предусматривает льготы для определенных граждан, определенного социального положения, а чтобы льготы перекрыть, необходимо сделать надбавку для граждан, способных платить;
- Сделки, обязательные к выполнению. Для отдельных предприятий государство выставляет условия выполнения обязательных сделок;
- Обязательная привязка конкретного покупателя и продавца;
- Демпинг цен. Осуществляется с целью приватизации доли рынка и сокращения конкуренции и т.д.