Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Контроль ценообразования

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи

Понятие ценообразования

Национальные экономические системы большинства стран преимущественно строятся на рыночных отношениях. Они предполагают свободу действий субъектов хозяйствования, а также конкурентную борьбу между ними и независимое ценообразование. Каждый субъект в этих условиях стремится к максимизации собственной выгоды. Производители стараются увеличить собственные доходы, а потребители – повысить полезность собственной покупки. При этом сделка между продавцом и покупателем носит взаимовыгодный характер. Предприниматель получается финансовый доход, а покупатель удовлетворяет собственную потребность. Такое взаимное удовлетворение интересов сторон возможно благодаря ценообразованию.

Замечание 1

Ценообразование представляет собой процесс установления цены на продукцию. Оно может быть директивным или рыночным. Государственное или командное ценообразование предполагает централизованное установление цен, согласно макроэкономическому планированию. Рыночное формирование цен выстраивается на установлении относительного равновесия между предложением и спросом.

Предприниматель может руководствоваться следующими принципами при ценообразовании:

  1. Выбрать ориентиром цены конкурентов.
  2. Основываться на соотношении предложения и спроса.
  3. Рассчитать собственные затраты и на их основе сформировать цены на продукцию.

Процесс ценообразования является достаточно трудоемким и испытывает влияние многих факторов. Для того, чтобы цены максимально эффективно выполняли цели и задачи, стоящие перед субъектом хозяйствования, необходимо учитывать внутреннее и внешнее влияние на их работу. Со стороны макроэкономики на деятельность субъектов воздействуют политические, экономические и социальные изменения в обществе. Так же сюда относят психологические ожидания покупателей и потребительские свойства продукции. Сама внутренняя среда предприятия формирует ряд факторов. Например, инвестиционные и финансовые ресурсы компании, желаемые доходы и рентабельность, а также стратегическое и тактическое поведение предприятия на рынке.

Контроль ценообразования со стороны государства

Готовые работы на аналогичную тему

Считается, что рыночная экономика обладает механизмом саморегулирования, который приводит в баланс все основные макроэкономические показатели. Но еще с работ Кейнса стало понятно, что полной свободы в данной сфере деятельности не достичь. Связанно это, прежде всего, с цикличностью экономического роста и развития.

Основным инструментом государственного воздействия на любые экономические процессы является законодательство и правовые акты. В России сюда же относят федеральные законы, постановления Правительства и указы Президента РФ. Главными органами ценообразования являются Правительство, Министерство экономики и входящий в него департамент цен.

Правительство в области ценообразования выполняет следующие функции:

  • Утверждает перечень благ, цены на которые подвергаются регулированию.
  • Устанавливает порядок процесса регулирования.
  • Осуществляет координацию и контроль над работой органов исполнительной власти.
  • Пересматривает установленный перечень и вносит в него корректировки.

Министерство экономики занимается формированием перечнем положений по проведению государственной политики в области ценообразования. Так же занимается разработкой механизма регулирования тарифов и цен. Кроме того, в его ведение входит создание и применение методов ценообразования, осуществление контроля и отслеживание работы органов контроля цен в субъектах РФ.

Государственное воздействие на цены может оказываться через налоговую систему. С их помощью можно изменять ценовое движение, а также инфляционный рост. Например, повышение налоговых ставок неизбежно приведет к росту цен, так как производителям будет необходим резерв для выплат в бюджет. Чтобы сдерживать инфляцию, надо снижать ставки налогов. Кроме того, воздействие на цены через налоговую систему не нарушает рыночного механизма, сохраняя соотношение предложения и спроса. Чаще всего используется для стабилизации экономики, а также для стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства.

Антимонопольная политика РФ

Еще одним важным направлением в контроле над ценообразованием является антимонопольная политика государства. Она используется для того, чтобы поддерживать следующие экономические направления:

  1. Поддержка рыночного механизма и справедливой конкуренции.
  2. Пресечение тенденции монополизации рынка.
  3. Осуществление контроля над исполнением антимонопольного законодательства страны.

Структура работы антимонопольного комитета выглядит следующим образом. Он направляет свои рекомендации и поправки к действующей системе антимонопольного регулирования в Правительство РФ, проводит консультационные работы для исполнительных органов власти, разрабатывает и внедряет меры по демонополизации рынка.

Среди нарушений в области ценообразования выделяют завышение цен и тарифов, входящих в государственный перечень регулируемых цен, повышение уровня цен на декларированные оптовые партии товаров, любые изменения установленных надбавок, нарушения монополистами ценовой дисциплины, монопольное завышение цен или демпинг.

Наказанием за нарушение законодательных норм является введение экономических санкций. Суммы, полученные за счет неправомерных действий, отчисляются в пользу бюджета из чистой прибыли компании, то есть дохода за вычетом налоговых выплат. Кроме того, на предприятие накладывается штраф, а при повторном нарушении штраф увеличивается вдвое. Эти выплаты зачисляются на счета внебюджетных фондов местных органов власти.

При исполнении наказания существует ряд проблем. Прежде всего, в законодательстве нет четкого закона об осуществлении контроля над ценообразованием, органы контроля часто не имеют правового статуса. При судебных разбирательствах часто вердикт выносится в пользу лица, нарушившего антимонопольное законодательство.

Замечание 2

Таким образом, для осуществления контроля над ценообразованием необходимо ввести в законодательство страны изменения, которые четко опишут границы контроля, а также принципы работы надзорных антимонопольных органов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Ценообразование и оценка бизнеса» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис