Цель и основные задачи проведения ревизии налогов
Главная цель проверки расчетов по налогам и сборам на предприятии – это установление точного соблюдения законодательства о налогах и сборах.
Основными задачами, стоящими перед ревизором, являются:
- Определение правильности расчета сумм платежей по всем видам налогов и сборов, уплачиваемых предприятием;
- Своевременность производимых взносов;
- В случае просрочек по платежам должны быть определены причины их возникновения и определены виновные лица, на счет которых отнесется пеня;
- Выявление принятых мер к виновным лицам, по вине которых образовались просрочки по уплате налогов и сборов бюджет, а также определение мер для дальнейшего предотвращения подобных ситуаций.
Основными ошибками, которые ревизор может выявить в ходе проверки, являются:
- Ошибки, допущенные при расчетах базы налога;
- Нарушения, связанные с неправомерным возмещением «входящего» НДС;
- Нарушения, которые связаны с ненадлежащим исполнением ведения учета;
- Нарушения, касаемые сроков уплаты налогов и сборов в бюджет.
Этапы проведения проверки
В целом, ревизию платежей по налогам и сборам можно разделить на три этапа. Первый этап представляет собой предварительную оценку существующей на предприятии системы обложения налогами. На этом этапе следует:
- Осуществить общий анализ всех элементов, включенных в систему налогообложения предприятия;
- Рассмотреть все факторы, которые тем или иным образом влияют на показатели, необходимые для расчетов налогов;
- Осуществить проверку правильности методики, используемой для исчисления налогов;
- Осуществить проверку системы хозяйственных отношений, которая используется на предприятии;
- Провести анализ действующей системы документооборота, определить функции тех служб предприятия, которые отвечают за расчет и уплату налогов и сборов;
- Предварительно рассчитать налоговые показатели для данного предприятия.
Второй этап проверки – это основной. Именно на нем проверяется и подтверждается или не подтверждается правильность расчета и уплаты налоговых платежей и сборов.
На основании данных, которые ревизор получил в ходе проведения первого этапа определяются участки налогового учета, где необходима наиболее глубокая проверка. Это связано с тем, что нет надобности осуществлять проверку всего учета налогов и сборов, если, к примеру, скорее всего недочеты могут возникнуть в части экспортного НДС, поскольку организация осуществляет деятельность по реализации товаров за границу и т.д.
Однако, если проверке подвергается предприятие, которое имеет сложную и достаточно объемную систему обязательств перед бюджетом в части налогов, имеющие в своем составе дочерние организации и применяющее для учета и уплаты налогов разные системы налогообложения, то этот учет детальной проверке сплошным методом.
Проведение второго этапа ревизии связано с проверкой отчетности по налогам и сборам, правильности исчисления, сроков их уплаты и т.д.
На этом этапе основная цель проверяющего – исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации, которые являются ответственными за ведение учета, расчет и уплату налогов и сборов.
И последний этап ревизионной проверки налогов – составление заключения, в котором будут отражены все результаты ревизии. Обязательно должны быть отражены степень полноты и правильности при осуществлении расчетов налоговых сумм, соблюдение сроков уплаты налогов и сборов. Также следует оговорить в заключении и применяемые на предприятии налоговые льготы и сделать выводы о правильности их применения.