Понятие учетного процесса
В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства в России все экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет. Исключение составляет лишь малая часть из них. Остальные же должны организовать учет в полном соответствие с предъявляемыми к нему требованиями, а при наличии некоторых условий - в упрощенном варианте. Стоит отметить, что даже при осуществлении учетного процесса в упрощенном виде, его алгоритм остается одним и тем же.
Под учетным процессом следует понимать совокупность последовательных действий по сбору и обработке бухгалтерской информации, а также ее представления в соответствующем виде конкретным пользователям.
ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает несколько вариантов ведения учета:
- бухгалтерской службой во главе с главным бухгалтером;
- руководителем;
- сторонней организацией или специалистом.
Стадии учетного процесса
Учетный процесс экономического субъекта состоит из нескольких последовательных и взаимосвязанных этапов:
- Сбор информации о фактах хозяйственной деятельности и их первичная регистрация;
- Группировка зафиксированной на предыдущем этапе информации, ее систематизация;
- Формирование бухгалтерской отчетности;
- Представление отчетных форм пользователям, использование представленной в них информации.
Элементы учетного процесса
Бухгалтерский учет представляет собой универсальную систему по сбору и обработке информации, которая в дальнейшем представляется:
- внешним (государство, кредитные организации, партнеры и т. д.);
- внутренним (руководители экономического субъекта и его отдельных структурных подразделений) пользователям.
Стоит сказать, что процесс ведение бухгалтерского учета, его методы и инструменты строго регламентированы российским бухгалтерским законодательством.
В связи с этим организации его ведения должна полностью соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Также учет должен удовлетворять интересы и внутренних пользователей, предоставляя необходимую информацию для анализа и оценки эффективности деятельности, а также планирования на различной срочности перспективу.
Элементы учетного процесса – это инструментарий, с помощью которого работники бухгалтерии достигают поставленные перед ними задачи.
Задачи учетного процесса:
- первичные документы;
- регистры;
- формы отчетности;
- способы оценки;
- инвентаризация;
- рабочий план счетов;
- график документооборота;
- материальная ответственность;
- контроль учетного процесса.
Порядок учета
Учет начинается с регистрации ФХЖ в первичных документах. Они должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям, то есть содержать все существенные реквизиты. Экономический субъект принимает решение о применении типовых форм либо разработки собственных. Исключение составляют те случаи, когда применение разработанных уполномоченными на то ведомствами документов является обязательным.
Информация, которая содержится в первичной документации, переносится в соответствующие регистры учета. Она кодируется с помощью счетов синтетического и аналитического учета, а двойная запись обеспечивает балансовое равенство объектов учета, которые относятся к активу и пассиву.
Бухгалтерская отчетность является результатом обработки информации.
В РФ существуют специально разработанные формы, которые должны быть сформированы и представлены в налоговую инспекцию и органы государственной статистики единожды в год. По решению руководства отчетность может составляться чаще для внутреннего пользования или по требованию контрагентов (например, банка для получения кредита).
Способы оценки зависят от вида имущества. Допустимые их способы перечисляются в бухгалтерских стандартах, в настоящее время – в профильных ПБУ. Зачастую данными нормативными актами экономическому субъекту предоставляется свобода выбора из предусмотренных тех, которые ему более подходят.
Особенности учетного процесса
Бухгалтерским законодательством перечислены случаи, когда инвентаризация проводится в обязательном порядке. Например, перед формированием отчетности за год, пери смене лиц, ответственных за хранение имущества, при возникновении чрезвычайных ситуации и в некоторых других случаях.
Также инвентаризация может проводиться чаще по установленному графику либо внезапно по решению руководства. Причем для ее проведения, как правило, организуется специальная комиссия, которая состоит из работников бухгалтерии, администрации, руководителей соответствующих подразделений и лиц, на которых возложена обязанность обеспечения сохранности ценностей.
Рабочий план счетов разрабатывается на основе типового, предложенного Минфином. Применяемые счета напрямую зависит от вида деятельности субъекта хозяйствования.
График документооборота является очень важной составляющей. Его грамотное составление зависит от понимания организационной и производственной структуры экономического субъекта, а также отдельных процессов его деятельности. Очень важно составить «рабочий» график. В таком случае он будет служить надежным инструментом для своевременного осуществления учетного процесса. График документооборота также выступает в качестве контрольного механизма, способного влиять на скорость и качество обработки бухгалтерской информации и формирования достоверной отчетности.
Для некоторых работников, непосредственно ответственных за приемку, отпуск и использование материальных ценностей, должна быть установлена материальная ответственность. Это позволяет обеспечить сохранность имущества.
Учетный процесс должен быть не просто поставлен, но и постоянно контролироваться. В зависимости от возможностей и потребностей конкретного субъекта хозяйствования для этого могут быть созданы специальные внутренние службы (например, внутреннего аудита), привлекаться сторонние организации и специалисты. Контроль может быть осуществлен также руководителем.
Стоит отметить, что организация учетного процесса для данного экономического субъекта зависит от особенностей его деятельности, прежде всего, видов и масштабов.