Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Бухгалтерская отчетность в условиях инфляции

Все предметы / Бухгалтерский учет и аудит / Финансовый учет / Бухгалтерская отчетность в условиях инфляции

Инфляция

Определение 1

Инфляция – это процесс, общего повышения уровня цен. Она вызывает убытки по денежным активам, приводит к изменениям стоимости активов и пассивов.

При умеренной инфляции повышение цен – до 1% ежемесячно; При гиперинфляции – средний рост цен составляет 10-15% ежемесячно% При галопирующей инфляции – цены повышаются в два и более раз ежегодно.

Обратный процесс, снижения цены – при данном процессе покупательская способность денег возрастает.

Согласно международных стандартов, организации в условиях инфляции должны корректировать составляемую ими отчетность. Они должны отражать изменение покупательной способности денежных средств. если не вносить инфляционные изменения в бухгалтерскую отчетность – это может предоставлять неправильную информацию. Это может быть из-за таких показателей как высокая прибыль, сверхвысокая прибыль, низкая стоимость предприятия. Сравнивать бухгалтерскую отчетность в разные периоды с условиями инфляции – нельзя. При таких условиях отсутствуют ориентиры в управлении капиталом или прибылью.

Международная практика использует индексы для контроля за изменением цен. Для учета темпов инфляции используется агрегатный индекс. При этом сведения об инфляции в России – противоречивы, информация об индивидуальных индексах отсутствует.

Изучение того как инфляция влияет на отчетные данные бухгалтерского учета, очень важно:

  1. при инфляции искажается (в сторону уменьшения) оценка основных средств, идет снижение потенциала предприятия из-за списания по низким ценам сырья и материалов, небольшие амортизационные отчисления образуют сверхприбыль, что влияет на уплату повышенного налога. При инфляции трудно накопить финансовые ресурсы для долгосрочных или ресурсоемких проектов.
  2. при инфляции предприятию необходимо иметь оправданное превышение кредиторской задолженности над дебиторской. При наличии свободных денежных средств, предприятие несет косвенные убытки. При погашении кредиторской задолженности получается косвенный доход, доход погашается «дешевыми» деньгами.

Подходы к учету и анализу инфляции

Готовые работы на аналогичную тему

В международной практике существует несколько подходов к учету и анализу инфляции:

  1. переоценивается только отчетность;
  2. переоцениваются все факты хозяйственной деятельности.

При переоценке отчетности по колебаниям валют, переоценка производится по изменению курса падающей валюты к более стабильной, на дату составления отчетности. Такой метод применяется в России при заключении договоров в условных единицах, при составлении отчетности по внешнеэкономической деятельности. Этот метод используется если покупательская способность базовой валюты соответствует «плавающей» валюте. Из практики такое практически не возможно, так как курсы валют регулируются государством.

Замечание 1

Наиболее распространен метод переоценки по индексам цен на товарную массу. Этот метод отражается в международных стандартах. При этом методе происходит пересчет актива и пассива баланса с соотнесением получения косвенного дохода или убытка, на статью «Нераспределенная прибыль».

Выбор оптимального метода для России зависит от многих обстоятельств. От возможности применения разных методов учета, наличия достоверной информации по изменению цен отдельных видов продукции, уровня и квалификации специалистов бухгалтерской службы. При планировании деятельности предприятиям в современных условиях необходимо учитывать несколько практических рекомендаций:

  • не держать свободные денежные средства;
  • денежные средства лучше вкладывать в недвижимость, развитие бизнеса;
  • применять ускоренный амортизации;
  • выбирать метод ЛИФО для списания производственных запасов;
  • предпочтительно выбирать краткосрочные проекты;
  • снизить размер займов и кредитов контрагентам.

Методы учета инфляционного фактора

Самыми распространенными методами являются:

  1. периодическая переоценка по индексам или текущим рыночным ценам;
  2. составление отчетности в валюте;
  3. поправка на изменение покупательской способности денег;
  4. учет по текущим затратам.

Каждый из методов имеет как преимущества так и недостатки, все это необходимо знать чтобы применять в бухгалтерском учете конкретных предприятий. Нет универсального метода, который можно применять для всех показателей.

Процедуры, необходимые при подготовке отчетности по международным стандартам

Замечание 2

Необходимо разделить издержки понесенные предприятием. Деление производится на производственные и периодические. Рекомендуется открывать субсчета, так чтобы использовать классификацию МСФО и не меняя практику российского учета. Во время проведения инвентаризации следует выявлять ценности которые повреждены, устарели, на которые снизилась продажная цена. При выявлении неадекватного норматива его необходимо пересмотреть. Из-за различий в оценке незавершенного производства – необходимо произвести перераспределение накладных расходов, для отнесения их к незавершенному производству.

Процедуры предшествующие заполнению форм отчетности:

  • уточнение оценки всех статей баланса;
  • проведение инвентаризации;
  • создание оценочных резервов;
  • проверка правильности распределения доходов, расходов;
  • внесение уточнений в Главную книгу, отражение в пояснительной записке;
  • закрытие счетов, заполнение Главной книги;
  • выявление финансового результата;
  • составление приложений к годовому балансу.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Маргарита Вячеславовна Скоробогатова

Эксперт по предмету «Бухгалтерский учет и аудит»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис