Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модели современных детских библиотек

Детская библиотека и ее место в системе библиотечного обслуживания

Реализация культурной и информационно-просветительской миссии библиотеки невозможна без полноценного охвата всех пользователей независимо от их возраста и образования. Эта потребность вызвала появление специальных учреждений, которые занимаются библиотечным обслуживанием маленьких читателей – детских библиотек.

Определение 1

Детская библиотека представляет собой разновидность библиотечного учреждения, которое специализируется на работе с детьми, а также их семьями, воспитателями и учителями.

Компетенция детских библиотек касается вопросов, связанных с популяризацией чтения, продвижением книги, оказанием информационной поддержки тем, кто осуществляет руководство развитием ребенка и чтением.

В современном обществе детские библиотеки выполняют триединую функцию:

  • создают условия для развития ребенка на интеллектуальном, культурном, духовном уровне;
  • удовлетворяют потребности в образовательной и развлекательной информации, организации досуга и общения;
  • способствуют приобщению к достижениям мировой культуры и науки через книгу и чтение.

Помимо глобальных стратегических целей детские библиотеки также реализуют следующие направления в работе:

  • обеспечивают ребенка необходимыми ресурсами для эффективного развития, самообразования и самосовершенствования;
  • развивают читательские компетенции, обеспечивающие высокий уровень социокультурного и интеллектуального развития подрастающего поколения;
  • создают условия для равного доступа всех детей к информации и досуговым мероприятиям, обеспечивают открытость и безопасность информационной среды;
  • знакомят детей с гуманистическими направленными информационными ресурсами, обеспечивая их высокое качество и безопасность.

Модели современных детских библиотек

«Модели современных детских библиотек» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Модели детских библиотек – термин, используемый для описания их типа, структуры и особенностей функционирования.

В соответствии с отечественным законодательством выделяются следующие виды библиотек на основании их юридического статуса и роли в федеральной библиотечной системе:

  1. Статусом самостоятельных учреждений обладают библиотеки, которые относятся к главным библиотекам субъектов РФ. Это могут быть библиотеки республик, краев и областей. Они действуют как самостоятельные юридические лица и координируют деятельность библиотек низшего звена.
  2. Самостоятельным юридическим статусом также обладают муниципальные библиотеки, которые обычно представлены как централизованные сети с одной главной библиотекой и подчиненными ей филиалами.
  3. Библиотеки без самостоятельного статуса - это филиалы муниципальных библиотек, а также их структурные подразделения.

Все детские библиотеки объединяются в единую сеть, в которую входят библиотечные учреждения всех административных единиц – от сельских до городских.

Существуют и иные подходы к рассмотрению моделей библиотек для детей. Один из таких подходов, предложенный британо-американскими исследователями, базируется на определении основных направлений развития детских библиотек. В соответствии с этой типологией выделяется пять разновидностей (моделей) библиотек:

  1. Библиотеки школьных классов, которые организовывались учителями для обеспечения потребностей в чтении во время учебных занятий. Эти библиотеки представляли собой собрание книг, которые хранились в классной комнате и использовались во время уроков или для внеклассного чтения дома.
  2. Модель «убежище» возникает позднее и связана с появлением специализированных детских библиотек, предназначенных именно для детей.
  3. С развитием второй модели связана концепция «библиотека – второй дом». Она связана с тем, что меняется библиотечное пространство, которое становится по-домашнему уютным и неформальным, а также трансформируется взаимодействие между библиотекарем и пользователями. Так возникает площадка для развития общения в библиотеке.
  4. Библиотека, основанная на принципе открытой среды, предполагающая многофункциональность, возможность реализации многообразных потребностей, предоставляющая возможности для чтения, игры, развлечений, общения и досуговой деятельности.
  5. Библиотека – «парк развлечений» - модель, основанная на реализации игровой функции. Библиотека превращается в аттракцион, моделирующий сюжетно-ролевую игру: охоту в джунглях, поиски пиратского клада, рыцарский турнир и проч.

Данные модели отражают логику развития библиотек: от хранилища информационных ресурсов и книг до интерактивного пространства, реализующего различные задачи и направления работы.

В современном обществе детская библиотека предстает как открытое, динамично развивающееся пространство, отвечающее технологическим запросам и многофункциональное по своему назначению.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot