Интеграция банковской и страховой сферы
Интеграция банковской и страховой сферы – это объединение или сближение банковской и страховой сферы.
Также интеграцию банковской и страховой сферы можно назвать некоторым стратегическим альянсом.
На сегодняшний день подобные стратегические альянсы играют одну из важнейших ролей в экономиках развитых государств, так они выступают в качестве главной составляющей глобальной конкуренции, позволяют оперативно достигать стратегических целей и эффекта синергизма с достаточно низким уровнем расходов, меньшими потребностями во вложениях и высоким потенциалом успеха.
Стратегический альянс банковской и страховой сферы
Одним из примеров эффективного стратегического альянса банковской и страховой сферы можно назвать американскую экономику, в рамках которой 30% всех финансовых ресурсов состоят из ресурсов по страхованию жизни. А, например, в Швейцарии величина данного показателя равна 70 %. В Японии страховые фирмы владеют порядка 20% всего акционерного капитала государства. А страховые компании Европы, США и Японии на конец 00-х годов управляли общим объемом вложенных финансовых ресурсов в экономику на сумму более 4 трлн долл.
Стоит отметить глубочайшую интеграцию страховых фирм в банковский сектор. Так, например, слияние с банком «Dresdner Bank» крупной немецкой страховой компанией «Allianz» создало четвертую по величине на международной арене финансовую группу. Стоит отметить, что данная страховая компания также владела до объединения акциями 3/4 крупнейших немецких банковских структур. В результате данного слияния «Allianz» с «Dresdner Bank» и обмена акций между партнерами крупнейшая страховая фирма «Munich Re» контролирует порядка 30% акций одного из наиболее крупных коммерческих банков Германии «Hypo Vereinsbak (Munich Re)», располагая 26 млрд. евро финансовых ресурсов.
Еще один из наиболее крупных банков Германии Deutsche Bank на сегодняшний день также ищет одного из перспективных партнеров на страховом рынке. Большинство специалистов в банковском секторе связывают данный коммерческий банк с достаточно известной французской компанией «Аха», представленной на рынке Франции посредством дочернего банка «Bank Worms» и имеющей непосредственный контакт с конкретными центральными банками (например, во Франции около 75% страховых полисов реализуется через банковские структуры, что является ярким примером долгосрочного стратегического альянса банковских структур и страховых компаний).
Основными причинами возросшего взаимного интереса между страховыми фирмами и банковскими структурами на сегодняшний день являются:
- возможность увеличения клиентской базы каждым из участников подобных отношений – посредством формирования альянса страховые фирмы и банковские структуры обслуживают большее количество клиентов;
- диверсификация капитала, что позволяет в значительной мере повышать уровень доходности инвестиционных ресурсов;
- необходимость аккумулировать финансовые ресурсы в рамках одной системы;
- возможность предоставления своим клиентам широкого перечня как банковских, так и страховых продуктов и услуг.
В настоящее время основной проблемой организации совместной деятельности для страховых компаний можно назвать тот факт, что банковские структуры, как правило, воспринимают страховые услуги в качестве второстепенных в отличие от банковских. Однако, по мнению специалистов данные проблемы являются временными и в большей мере психологическими, чем экономическими. При организации действительно эффективного и взаимовыгодного механизма сотрудничества, данное направление деятельности можно назвать перспективным и наиболее приоритетным для развития.
Большая часть крупных промышленных субъектов имеют собственные страховые фирмы или же в скорейшем времени планируют организовать подобные дочерние компании. Наиболее важной особенностью российских страховых компаний является то, что большая часть из них кэптивные, не имеющие достаточных финансовых ресурсов для развития. На сегодняшний день более ста фирм активно выполняют различного рода страховые операции. Стоит отметить, что государственным контролирующим органам нужно уделять особое внимание не только величине активов, собственного капитала, уставного фонда страховых фирм, но и качественным характеристика данный показателей. Анализ структуры активов некоторых страховых компаний говорит о том, что в них большую часть формируют неликвидные векселя и ценные бумаги, долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность, основные средства и т.д. Учитывая существующие тенденции на отечественном страховом рынке, можно предположить, что в ближайшее время отечественные банковские структуры и промышленные экономические субъекты и в дальнейшем могут выступать в качестве инвесторов страховых фирм.
Приоритетом для банковских структур в настоящее время является расширение спектра услуг клиентам и увеличение объемов продаж, стоит отметить, что данная проблема является достаточно актуальной и для страховых компаний. Сущность данного проекта заключается в организации некоторого финансового супермаркета для клиента, разработке и внедрению единой общей стратегии обслуживания. И страховая компания, и банковская структура должны в полной мере удовлетворять спрос клиента на финансовые продукты, взаимосвязанные между собой:
- получение кредита и обязательное страхование предмета залога,
- страхование руководителей-заемщиков (особенно малых и средних предприятий) от несчастного случая для обеспечения большей гарантированности возврата кредита (выгодоприобретателем будет банк),
- выдача вместе с платежной карточкой страховых полисов, а также тех страховых продуктов, которые не связаны с банковской деятельностью, но банк их может при минимальных затратах реализовывать - это обязательные виды страхования (гражданской ответственности, водителей от несчастных случаев, членов добровольных пожарных дружин; имущества граждан и предприятий).