Понятие банковского обслуживания в сети интернет и этапы его развития
Банковское обслуживание в сети интернет − это наличие возможностей у банков оказывать дистанционное, обезличенное обслуживание различных категорий клиентов, удовлетворять их потребности в продуктах и услугах при использовании современных информационных способов обслуживания: PC, Phone, Mobil-hone, Internet, и др.
Интернет-банкинг можно следует отнести к последнему этапу развития электронных банковских услуг, которые можно представить следующим образом:
- первый этап – телефонный банкинг, который представлен банковским сервисом, основанным на использовании способностей телефонов с тональными наборами номеров;
- второй этап – РС-банкинг, являющийся услугами, которые позволяют клиентам совершить банковскую операцию с помощью компьютеров (но не через Интернет);
- третий этап – мобильный банкинг;
- четвертый этап – интернет-банкинг.
Более наглядно – это можно представить на рисунке.
Интернет-банкинг является продолжением обычного банковского обслуживания, но в этом случае используется другая среда, точно такая же, как и при использовании в банковском обслуживании с помощью электронной почты, мобильного телефона и Интернета. Интернет-банкинг – это частный случай дистанционного банковского обслуживания своих клиентов. Распространяется remote banking обслуживание − проведение банковских операций на расстоянии, не учитывая привязку к местам нахождений и времени работы кредитных организаций.
Факторное влияние расстояний уже не оказывают большого влияния на расходы банка и клиентов и цены. Идентификацию клиентов, с помощью электронных цифровых подписей, ПИН-кодов, через телекоммуникационную сеть возможно производить «обезличено».
Особенности банковского обслуживания в сети интернет
Банковскому обслуживанию в сети интернет присущи специфические особенности, характеризующиеся:
- абстрактностью; неотделимостью услуг от источников; непостоянством качества услуги;
- несохраняемостью банковской услуги; договорным характером банковского обслуживания;
- связью банковского обслуживания с денежными средствами;
- протяжённостью обслуживания во времени; вторичностью удовлетворяемых банковскими услугами потребностей.
Технологии выполнения банковского обслуживания в сети интернет должны учитывать наличие различий между клиентами, т.к. электронные формы реализации отдельной банковской услуги могут быть различными.
Выделяют несколько основных тенденций банковского обслуживания в интернет-банкинге, которые набирают силу вследствие быстрого развития информационных технологий:
- Расширение состава электронных услуг, предоставляемых банками в сети интернета.
- Технологии банковского обслуживания в сети интернет должны учитывать отличия в технических, экономических и других сферах между клиентами.
Системы, автоматизирующие выполнение банковских услуг в интернете должны, с учётом требований маркетинга, дифференцировать подходы к клиентским базам. Каждая категория потребителей должна быть обеспечена наиболее приемлемые электронные средства.
Преимущества банковского обслуживания в сети интернет
Бурное развитие интернет-банкинга для юридических и частных лиц сдерживает, в первую очередь, недоверием к применяемым интернет-технологиям и недостаточно зрелой целевой аудиторией. Однако количество клиентов, которые предпочитают дистанционные способы проведения банковских операций, постепенно возрастает. Специалистами банков отмечается, что величина клиентов, использующих интернет-банкинг не только для определения остатков по счетам, но и в качестве инструментов для работы по проведению банковских операций возрастает.
При помощи системы интернет-банкинга клиенты пользуются практически всеми операциями и сделками, включая:
- конвертацию валюты, перечисление средств, оформление ссуд и открытие депозитных счетов, выпуск, перевыпуск, блокировку и разблокирование банковских карт, а также многие другие операции;
- осуществление регулярных платежей по коммунальным расчётам для населения, абонентской платы за телефоны и междугородние переговоры, подписки на периодику, оплаты услуг кабельного телевидения, интернет-трафиков, услуг сотовой связи; возможности оплаты покупок в электронном магазине.
Интернет-банкинг - это мгновенная доступность банковских продуктов и услуг, быстрота проведения операций и экономия издержек.
Реализация интернет-решений направлена на оптимизацию внутренних бизнес-процессов, снижение операционных издержек и суммарных затрат банка, в том числе на автоматизацию, что позволяет существенно снизить стоимость банковских услуг.
Таким образом, интернет-банкинг является одним из приоритетных совершенствований банковской системы в целом и каждого конкретного банка в частности.