Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интернет-банкинг и оценка эффективности его применения российскими коммерческими банками

Общие сведения об Интернет-банкинге

Определение 1

Интернет-банкинг – это технологии дистанционного банковского обслуживания клиентов, которые получают доступ к управлению собственными банковскими счетами через сеть «Интернет».

Интернет-банкинг предусматривает совершение банковских операций с помощью средств, которые подключены к сети «Интернет» (компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и т.д.).

Наиболее распространённой формой осуществления Интернет-банкинга является технология «тонкий клиент». Она предусматривает, что клиент может получить банковские продукты и услуги лишь при использовании обычного Интернет-браузера (Google Chrome, Internet Explorer, Yandex Browser и т.д.). То есть у него нет необходимости устанавливать дополнительное программное обеспечение системы банка. Поэтому в данном случае клиент может использовать устройства практически любых операционных систем. Обычно посредством «тонкого клиента» осуществляется банковское обслуживание физических лиц.

Статья: Интернет-банкинг и оценка эффективности его применения российскими коммерческими банками
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Однако существует и, так называемая, технология «толстый клиент». Она требует от пользователя установки специального программного обеспечения. Оно позволяет отображать большую часть информации, передавать в банк дополнительные команды и шифровать всё содержимое передаваемых данных. Как правило, данная технология предлагается для использования клиентам-организациям.

Дистанционное осуществление банковских операций подтверждается электронно-цифровой подписью, одноразовым паролем или специальным платёжным паролем. Обычно их перечень ограничен следующими предоставляемыми в личном кабинете услугами:

  • заказ и получение выписок по банковским счетам;
  • осуществление переводов денежных средств между собственными счетами и картами;
  • осуществление переводов на счета в других банках;
  • подача заявок на получение кредитов, банковских карт, открытие депозитов и т. д.;
  • получение исчерпывающей информации по банковским продуктам и услугам;
  • конвертация средств в иностранную валюту.

Считается, что для клиентов использование Интернет-банкинга является более дешёвым средством получения банковских услуг и продуктов. Подтверждением этого является сравнение банковских тарифов при традиционном и при банковском обслуживании клиентов. Это вызвано тем, что клиент, используя технологии Интернет-банка, исполняет роль операциониста, за работу которого платить не приходится.

«Интернет-банкинг и оценка эффективности его применения российскими коммерческими банками» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

История развития Интернет-банкинга в России

В Россию технологии Интернет-банкинга пришли несколько позже, чем в зарубежных странах. Если в США и в Западной Европе они появились в начале 1990-х гг., то в нашей стране – в конце 1990-х гг.

Первым отечественным банком, который запустил услугу «Телебанк» (то есть дистанционное управление банковским счетом по телефону), стал «Гута-банк» в 1997 г. Через 2 года он заменил её Интернет-банком. К 2001 году этим сервисом пользовались уже более 4000 клиентов. Вообще, к концу 2001 года Интернет-обслуживанием занимались 96 российских банков, причём ещё около 100 кредитных организаций заявляли о своих намерениях разработать и внедрить в свою деятельность подобные сервисы.

Первыми, кто из крупных участников банковского рынка запустили свой Интернет-банкинг, стали «Ситибанк», «Альфа-Банк» и «Банк Русский Стандарт». Крупнейший российский банк «Сбербанк» собственный Интернет-банк «Электронная Сберкасса» запустил в апреле 2008 года.

В последующие года число пользователей служб Интернет-обслуживания российских банков только увеличивалось. Так, в 2013 году аудитория отечественных Интернет-банков составляла 15 миллионов человек, а в 201 8 году – уже 40 миллионов человек.

Современное состояние Интернет-банкинга в Российской Федерации

По данным официальной статистики, почти вся территория Российской Федерации охвачена «Интернетом». Это обусловило тот факт, что более 80% взрослого населения ежедневно выходят во Всемирную сеть. Так, уже более половины клиентов коммерческих банков взаимодействуют с ними через Интернет-банкинг.

Одной из главных причин роста пользователей Интернет-банкинга в России является возможность приобретать товары и оплачивать услуги через «Интернет». Сейчас все основные пластиковые банковские карты в России («Mastercard», «VISA», «Мир») имеют подобную опцию.

С другой стороны, это вызвало рост активности злоумышленников и увеличение числа мошеннических операций, осуществляемых с банковскими счетами граждан и хранящимися на них денежных средств. Так, число несанкционированных снятий денежных средств со счетов держателей банковских карт через интернет-банкинг ежегодно увеличивается в 5 раз. В связи с этим коммерческие банки активно разрабатывают меры по защите денежных средств клиентов от мошенников, в частности, посредством внедрения новых способов доступа в Интернет-банкинг (двухфакторная аутентификация, биометрическая система и т.д.).

Согласно результатам исследования, проведённого в 2019 г. крупным консалтинговым агентством, лучшим российским Интернет-банком стал «Тинькофф». Значительную роль в данном лидерстве сыграла активное и грамотное использование банком «Тинькофф» системы электронного маркетинга. При этом «Сбербанк» в данном исследовании занял только 16 место. Это было объяснено тем, что «Сбербанк» своё внимание в большей степени стал уделять мобильному приложению.

Это, кстати, является общей тенденцией развития дистанционного банковского обслуживания. В последние пару лет популярность Интернет-банков снижается в пользу мобильных версий. Считается, что в ближайшем будущем Интернет-банкинг трансформируются в маркетплейсы, в которых для клиентов будет обеспечен доступ к страховым и инвестиционным продуктам.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot