Что такое реформа?
Реформа – это реализуемое правящими субъектами изменение одной из наиболее важных сторон общественной жизни при сохранении основ уже существующей социальной структуры.
Реформы различны по своим масштабам. В частности, можно выделить широкомасштабные или так называемые комплексные реформы, которые охватывают различные стороны общественной жизни, а также реформы, которые застрагивают лишь какую-то одну из сторон общественной жизни. Своевременно реализованные широкомасштабные реформы, которые способны мирными средствами разрешить назревшие проблемы, могут предотвратить реализацию революционного сценария преобразования общественной жизни.
Реформы, в сравнении с революциями, характеризуются следующими особенностями:
- революцию можно назвать коренным, всеохватывающим, преобразованием, реформа затрагивает общественную жизнь лишь частично;
- революция является более радикальной, чем реформа;
- революция разрушает существующую систему, реформа сохраняет основы такой системы;
- революция, как правило, происходит стихийно, а реформа осуществляется сознательно.
Банковские реформы 1987–1991 гг.
Несмотря на значительные успехи в послевоенное время, СССР стал терять темпы экономического развития. Вместо непрерывного совершенствования управления национальной экономикой, ориентации на запросы потребительского рынка, повышения уровня ее гибкости для оперативного реагирования на изменения, формирования необходимых стимулов к повышению производительности труда, в значительной мере усиливалась децентрализация управления народным хозяйством, стимулировалось увеличение различного рода расходов , а также развивалась спекуляция товарами.
С приходом к власти Михаила Горбачева началась проработка экономической модели, наиболее подходящей для такого государства СССР. В итого выбор пал на модель рыночного социализма. Проведенная реформа по децентрализации управления была реализована под громкими лозунгами самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления.
Совместно с реорганизацией управления национальной экономикой была реализована и соответствующая банковская реформа. Советская банковская система, в состав которой входила система Государственного банка, система Стройбанка и Внешэкономбанка, была разрушена. Таким образом, вместо трех функционирующих банковских структур было организовано шесть финансовых учреждений – Государственный банк, Промышленно-строительный банк, Банк внешнеэкономической деятельности, Агропромышленный банк, Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития, Банк трудовых сбережений и кредитования населения.
На Государственный банк СССР была возложена задача формирования комплексного кредитного плана и планов распределения финансовых ресурсов и кредитных вложений по всем советским банковским структурам. Первый подобный сводный кредитный план был утвержден на 1988 год. Данный период характеризовался «войной банков» за право мобилизации финансовых, в т.ч кредитных, ресурсов, за установление более гибкой ключевой процентной ставки на централизованные ресурсы, за величину уставных фондов коммерческих банковских структур и т.д.
В марте 1989 года были установлены порядок и условия перехода государственных специализированных банковских структур на самостоятельный хозяйственный расчет и самофинансирование.
Государственному банку СССР была доверена задача доведения до вновь организованных структур, утвержденных на высшем уровне, по объему кредитных ресурсов, сумме привлечения финансовых ресурсов населения, величине поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским счетам.
На данном этапе реализации банковской реформы Государственный банк СССР был лишен функции финансового контроля и надзора. Таким образом, он стал эмиссионным финансовым учреждением без необходимых инструментов регулирования спроса и предложения денежной массы на финансовом рынке. В функционал Государственного Банка СССР входило распределение финансовых ресурсов исключительно верхнем уровне без инструментов воздействия на исполнение утверждённых кредитных планов.
В одно время с расширением деятельности специализированных банковских структур в значительной степени развивался процесс самоопределения и самоутверждения союзных социалистических республик, укрепления их суверенитета, формирования собственных национальных банковских структур, которые были бы независимы от Государственного банка СССР, попытки перехода на собственную валюту.
В 1988-89 годах на основании министерского капитала были сформированы коммерческие и кооперативные банковские структуры на базе Законов о кооперации и о предприятии. В конце 1990 года был утвержден Закон «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности» (действует и сегодня), которые бы предопределили формат новых банковских структур. Согласно этим законам у Государственного банка СССР появилась новая функция – организация работы с коммерческими банковскими структурами различного направления. Он утверждал для таких структур обязательные экономические нормативы и осуществлял контроль их соблюдения. Были также организованы и центральные банковские структуры в союзных республиках. Летом 1991 года был утвержден устав Центрального банка РСФСР (прототип современного Банка России). Аналогичные финансовые учреждения были организованы и в союзных республиках.
В подобных условиях деятельность Государственного банка СССР была в значительной мере осложнена разрывом сформировавшихся хозяйственных связей и разрушением единого денежного и валютного рынков. Подобная перестройка банковской системы вызвала резкое увеличение издержек обращения банковских структур в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организационных расходов.
В конце 1991 года Государственный банк СССР был упразднен, все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному Банку РФ.