Понятие учебной деятельности
Учебная деятельность – это деятельность учащегося, с одной стороны связанная с усвоением предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков, а с другой - с формированием способностей к рефлексии и самоизменению, обеспечивающих успешную социализацию и самореализацию человека в жизни.
Продукт учебной деятельности – структурированное и актуализируемое знание, которое является основой умения решать задачи, требующие его применения в различных областях науки и практики. Помимо этого в качестве продукта может рассматриваться внутреннее новообразование психики и деятельность в мотивационном, ценностном и смысловом планах.
В возрасте 5-6 лет учебная деятельность – это ценность, только в таком случае достигнутые результаты имеют успех. Результат учебной деятельности – поведение субъекта, то есть либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжить эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание ее, что проявляется отрицательным отношением к школе, непосещением, уходами из школы.
При анализе психологических и педагогических исследований, можно сделать вывод, что в науке сформировалось две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста: в недрах игровой деятельности и в ходе организованного обучения.
Якобсон С.Г. подчеркивал, что формирование начальных форм учебной деятельности у детей в старшем дошкольном возрасте осуществляется под непосредственным руководством взрослых и при постоянном его участии в каждой фазе деятельности.
При рассмотрении проблемы формирования предпосылок учебной деятельности у детей в старшем дошкольном возрасте посредством интеграции игровой и учебной деятельности, можно предположить, что такое условие может обеспечивать активность ребенка и что такого рода форма обучения, основанная на учебно-игровой деятельности, является основным психолого-педагогическим условием, позволяющим повысить эффективность овладения учебной деятельностью.
В современном образовании перед образовательными организациями стоит задача включить и реализовать ФГОС общего образования для детей, имеющих нарушения слуха, что обусловлено формированием всех необходимых условий, которые обеспечивают эффективность каждого процесса обучения. Полноценное включение детей с нарушенным слухом в учебную среду массового образования – наиболее сложная проблема современного мира. При этом большинство исследователей в качестве главного критерия выделяют и психологическую, и образовательную готовность детей данной категории.
Необходимо указать, что сохранность слуха нельзя отнести к перечню решающих факторов для определения степени готовности к обучению. Обучение детей с нарушенным слухом в обычной общеобразовательной организации предполагает необходимость создать соответствующую образовательную среду с целью постоянного мониторинга детей, точного определения их особых образовательных потребностей.
Особенность усвоения речи и грамот детьми с нарушенным слухом в условиях школьного образования предполагает организацию гибких условий обучения, помогающих детям с нарушенным слухом накопить собственный опыт успешной деятельности, являясь своего рода стимулом к их дальнейшему развитию, социальной адаптации и успешной самореализации в жизни.
Задача системы образования – организовать условия, благоприятные для профилактики или преодоления вторичных дефектов, которые уже возникают в связи с тугоухостью, чтобы реализовать потенциал личностного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного и физического развития данной категории детей, а также чтобы они получили профессию, соответствующую способностям, возросшим в процессе их обучения.
Методические приемы формирования учебной деятельности слабослышащих детей
В процессе формирования учебной деятельности дошкольников с нарушенным слухом целесообразным представляется использование следующих методических приемов:
- поэтапное, то есть пошаговое предъявление материалов заданий, обеспечивающее постепенный переход обучающихся от работы по образцу, предоставляемому педагогом, к самостоятельному поиску решения поставленных задач;
- оказывать вариативную дозированную помощь – от обучающей до эмоционально-регулирующей;
- использовать визуальные, то есть наглядные и вербальные (словесные) опоры во время выполнения заданий, направленных на активизацию познавательного интереса, формирование коммуникативных умений и навыков саморегуляции деятельности учащихся;
- связь с жизненным опытом учащихся, то есть использование собственного опыта и усвоенного на уроках материала, изучение и представление в разных проектах семейные традиции, общечеловеческие и социокультурные ценности, обеспечивает доступность понимания материала заданий, вовлеченность учащихся в образовательную деятельность.
Благодаря использованию различных форм организации деятельности учащихся, особенно групповых, дает возможность актуализации познавательной и речевой активности, а также формировать универсальные умения у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха.
- Первая стадия характеризуется освоением отдельных учебных действий. На этом основании возникает интерес к способам действий, идет формирование механизмов принятия учебных целей. Осуществляться учебная деятельность может только в ситуации непосредственного взаимодействия с педагогом, который ставит цели, организует действия, осуществляет контроль и оценку.
- На второй стадии учебные действия объединяются в целостные акты, по мере формирования таких актов учебно-познавательная мотивация становится устойчивее, в связи с чем развивается механизм целеполагания, обеспечивающий не только принятие поставленной цели извне, но и самостоятельное ее уточнение.
- Для третьей стадии характерно объединение отдельных актов учебной деятельности в целостную систему, учебно-познавательная мотивация становится еще устойчивее, обобщеннее и избирательнее. Одно из центральных мест отводится действиям с различными источниками учебной информации.
При возможности компенсировать нарушенное психическое развитие, которое характерно детям с нарушениями слуха, а также при оптимальной организации процесса обучения у них может быть сформирована полноценная учебная деятельность.