Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модель свободной школы Войтенко

Классификационные параметры модели

Войтенко Т.П. – кандидат психологических наук, доцент Калужского государственного педагогического института им. К.Э. Циолковского, автор модели свободной школы.

Данная модель имеет следующие классификационные параметры. По уровню и характеру применения данная технология является общешкольной. Ее философская основа – это экзистенциализм в сочетании с гуманизмом.

В данной технологии используется природосообразный и личностно-ориентированный методологический подход. В этой технологии преобладают биогенные и социогенные факторы развития.

Концепция основания опытов в этой модели является ассоциативно-рефлекторной.

Ориентация на личностные сферы и структур: ЗУН (сфера знаний, умений, навыков) в сочетании с СУД (способы умственных действий).

Главными видами социально-педагогической деятельности в данной технологи являются поддержка и социализация.

Управление учебно-воспитательным процессом происходит в малых группах, а также индивидуально.

В технологии преобладают развивающие методы и классно-урочные и клубные формы.

В ходе учебно-воспитательного процесса используются вербальные и практические средства.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий основан на поддержке и сотрудничестве.

Технология имеет альтернативное направление модернизации. В рамках этой технологии обучение могут получать все категории учащихся.

Целевые положения модели

Основной образовательной цель школы является саморазвитие личности. Основная задача учителей заключается в том, чтобы формировать условия для развития самосознания учащихся, развивать их способность к самообучению.

Цель образования по данной технологии заключается в развитии навыков:

  • планирования
  • целеполагания
  • самоконтроля
  • оценивание собственных возможностей, сложившейся ситуации
Замечание 1

Главным в данной технологии является научить ребенка понимать и любить себя и мир, который его окружает.

«Модель свободной школы Войтенко» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Концептуальные положения модели

Сущностная характеристика онтогенеза человека состоит в развитие его субъектности. Развитие субъектности происходит по методу диалога. Основными движущими силами событий являются действия их участников. Развитие происходит через смену событий.

Еще одна отличительная специфическая характеристика онтогенеза – это полнота. Под полным онтогенезом понимается полный цикл развития внутреннего «Я». Этот цикл происходит путем прохождения всех событий.

Данная модель использует стадии развития человека по В.И. Слободчикову.

Существуют следующие стадии:

  • воплощение (7-9 месяцев)
  • оживление (1 год)
  • одушевление (5-6 лет)
  • персонализация (17-18 лет)
  • индивидуализация (39-42 года)
  • универсализация

Учебные предметы представляют собой не содержание обучения, а являются средством, благодаря которому организуется образовательный процесс.

Содержание образование не является одинаковым для всех учащиеся. Ученику должна быть предоставлена возможность самому определять содержательную основу своего обучения, он должен иметь возможность самостоятельно выбрать путь, который поможет добиться положительных результатов.

Личность понимается как целостная система, поэтому невозможно развитие или воспитание лишь некой части личности. Так как личность является целостностью, то и образовательно-воспитательный процесс должен иметь целостную структуру.

Содержательная сторона

Четыре школьные ступени соответствуют развитию внутреннего «Я» ребенка:

  • 1 ступень (дошкольное образование) – пробуждение самосознания
  • 2 ступень (начальное образование) – самопознание и принятие себя
  • 3 ступень (основное образование) – самоопределение
  • 4 ступень (среднее образование) – самостроительство

Модель свободной школы Войтенко предполагает отношение к учащемуся как к целостной личности, со всеми ее способностями.

Содержание образования по модели Войтенко ко имеет три основных блока:

  • когнитивный
  • аффективно-экспрессивный
  • нормативно-социальным

Когнитивный блок направлен ан обеспечение знаний. В этом блоке содержатся такие дисциплины как математика, родной язык, естествознание.

Аффективно-экспрессивный блок работает с эмоциями ребенка. Программы этого блока помогают ребенку в развитии самосознания и самовыражения. В этом блоке дети занимаются музыкой, литературным творчеством, техническим и художественным конструированием, драматизацией, хореографией.

В нормативно-социальном блоке происходит развитие социальных умений и качеств. В этом блоке разведаются:

  • самостоятельность
  • ответственность
  • умение совершать выбор
  • ставить цели
  • взаимодействие с окружающими людьми

Организационная специфика и методика

В данной программе основная деятельность учителя заключается в том, чтобы создавать мотивирующие установки для обучения, активировать познавательную деятельность учеников, активировать их самопознание и самоопределение.

Основными образовательными формами данной модели являются:

  • самообучение под наблюдением
  • «круги»,
  • проектное обучение
  • обучение в игровом режиме

Самообучение под наблюдение основанная форма занятий по модели свободной школы Войтенко. Учитель занимает позицию консультанта. Ребенок работает исходя из своего собственного темпа. Форма занятий – свободная. Дети могут передвигать по комнате, работать с материалами на полу, на ковре.

В более старшем возрасте на занятии используется организационно-дидактического пакет. Каждому ребенку выданы индивидуальные:

  • штрих-карт (отражающих разделы и темы учебных программ)
  • карт достижений (показывающих продвижение в учении)
  • инструкционных карт (направляющих в освоении материала)

Каждый учебный раздел имеет три уровня:

  • базовый
  • дополнительный
  • развивающий

Ребенок сам может выбрать уровень, а также сам может составить план работы на неделю.

Замечание 2

В данной системе отсутствуют отметки, вместо них учитель дает резюме по проделанной работе.

«Круги» - одна из форм организации учебного процесса по модели свободной школы Войтенко. В данной форме учитель играет активную роль, он формирует содержание, определяет задания и время на из выполнения при этом дети сидят по кругу, учитель тоже находится в кругу. Круг имеет важное психологическое значение. В такой обстановке ребенку более психологически комфорта, он чувствует защиту и поддержку.

Проектное обучение по системе Войтенко помогает развитию индивидуальности ребенка, ребенок начинает понимать, что является для него интересным, ощущает свои склонности и способности.

Сама по себе проектная работа является добровольной для ребёнка, так же, как и темы для проектов. Проектная работа может выполняться как индивидуально, так и в малых группах.

Игровой режим помогает ребенку стать активным членом учебного процесса. Во время игры ребенок:

  • полемические и ораторские способности
  • развивает мышление, творчество, воображение
  • учится находить аргументы
  • учится выслушивать своих оппонентов
  • учится взаимодействовать и сотрудничать
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot