Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Что понимается под развивающим обучением

Определение 1

Развивающее обучение — это одно из популярных направлений в теории и практике образования, которое ориентировано на развитие у учащихся познавательных, нравственных и физических способностей, посредством использования их потенциальных возможностей.

Понятие и сущность развивающего обучения

В настоящее время, из всех существующих технологий обучения, наиболее признанной и востребованной является технология развивающего обучения. У истоков формирования данной технологии стояли такие известные педагогики и психологи как Л. В. Занкова, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие.

Определение 2

Развивающее обучение – это обучение, основанное на управлении педагогом психическим развитием учащихся.

В процессе развивающего обучения педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие у учащихся данных, заложенных в нем природой от рождения.

В настоящее время под развивающим обучением понимается способ, который отличается от традиционного тем, что он:

  1. Учитывает и использует возрастные закономерности и особенности развития каждого ребенка.
  2. Обучение должно опережать развитие ребенка и протека в зоне его ближайшего развития.
  3. Ребенок должен быть субъектом, а не объектом, педагогического воздействия.
  4. Основная цель обучения – формирование умений и навыков применения полученной в ходе обучения информации.

Уровни развития ребенка по Л. С. Выготскому

На становление и последующее развитие идей развивающего обучения значительное влияние оказали труды Л. С. Выготского. До того времени, когда Л. С. Выготский занялся разработкой данного вопроса считалось, что развитие ребенка, в том числе и интеллектуальное, осуществляется вслед за воспитанием и обучением. Именно Л. С. Выготский первый высказал мысль о том, что педагогика, направленная на развитие ребенка должна ориентироваться не на вчерашний день, а на сегодняшний. Только в том случае, если обучение «идет» впереди развития, оно будет действенным и эффективным. Это связано с тем, что таким образом обучение пробуждает и вызывает к деятельности целый комплекс функций, которые находятся на стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития.

«Что понимается под развивающим обучением» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Л. С. Выготским были выделены два уровня в развитии ребенка:

  1. Уровень актуального развития – представлен теми качествами, которые уже сформировались у ребенка, умениями и навыками, выполняемыми самостоятельно.
  2. Зона ближайшего развития – представлена видами деятельности, которые ребенок еще не может самостоятельно выполнять, но при этом справляется с ними при помощи взрослых.

Одним из важнейших качеств развивающего обучения является создание зоны ближайшего развития, которая способна вызывать, побуждать и приводить в движение внутренние процессы психических новообразований.

Замечание 1

Таким образом, очень важно, чтобы обучение осуществлялось в зоне ближайшего развития учащихся.

На основании теории развивающего обучения Л. С. Выготского, в настоящее время разработаны ряд технологий развивающего обучения, например, технология развивающего обучения, разработанная и апробированная Л. В. Занковой, которая направлена на целостное и всестороннее развитие личности ребенка. Данная технология активно используется в начальной школе.

Принцип развивающего обучения Л. Н. Занковой

Основные принципы развивающего обучения были выделены и описаны Л.Н. Занковой:

  1. Принцип обучения на высоком уровне трудностей – предусматривает то, что предлагаемый учащимся учебный материал должен предоставлять им некоторые преодоления и препятствия. Только в этом случае процесс развития будет протекать динамично.
  2. Принцип ведущей роли теоретических знаний над практическими умениями и навыками, без их принижения. Учебный материал, который педагог «дает» учащимся, должен быть глубоким и обширным, а процесс обучения осуществляться на высоком уровне трудностей.
  3. Принцип высокой сложности и системности содержания обучения, в соответствии с адекватной зоной ближайшего развития учащихся. Учебный материал должен быть не слишком легким и не слишком сложным. В том случае, если учебный материал будет легким, то процесс обучения не станет вызывать у учащихся должного интереса и мотивации, так как они не узнают ничего нового. Аналогично и в случае со сложным учебным материалом, который напротив не будет давать учащимся возможности что-то узнавать в силу того, что он попросту не доступен им для понимания и освоения. Важно определить ту середину сложности, которая будет «подталкивать» и мотивировать учащихся на обучение и развитие.
  4. Принцип динамичного продвижения в изучении учебного материала. В процессе изучение учебного материала необходимо продвигаться быстрыми темпами. В том случае, если педагогом непреднамеренно замедляется темп обучения, посредством многократного и однообразного повторения уже пройденного материала, создаются какие-либо проблемы в дальнейшем продвижении, то осуществление процесса обучения на должном высоком уровне трудности становится уже невозможным.
  5. Принцип осознания учащимся значимости процесса обучения. Педагог должен донести до учащихся цель обучения. Задача учащихся осознанно ее принять и понять, представить путь её достижения. Все это гарантирует сознательное освоение учебной информации.
  6. Принцип проблематизации содержания обучения – предусматривает широкое использование системы знаний поискового характера.
  7. Принцип осуществления комплексной работы, предусматривающей направления по развитию всех сторон личности учащихся. Данный принцип предполагает индивидуальный подход к процессу обучения.

Технология обучающего развития в России получила широкое распространение среди педагогов общеобразовательных школ. Это связано с ее эффективностью и простотой в применении. Однако имеются и те, кто негативно относится к данной технологии, так как считают, что обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимо одновременно для всех учеников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot