СМИ
Современная система журналистики складывалась веками и весьма постепенно. Сначала были лишь газеты и журналы, в XIX веке к ним добавились информационные агентства и службы. А в XX веке появились радиостанции, и телевидение. Сегодня только в одной северной столице действует около десяти телекомпаний.
Средства массовой информации – это самостоятельная индустрия, которая нацелена на грамотное формирование общественного мнения при помощи организационно – технического комплекса. Данный комплекс позволяет обеспечить моментальную передачу и тиражирование словесной, музыкальной и образной информации. Каждая форма средства массовой информации обрела свою знаковую и отличительную систему:
- Пресса и печать – это визуальный образ или письменное слово;
- Радио – это устное слово и музыкальные произведения;
- Телевидение – это синтезация устного слова, музыки и движущееся изображения на общем фоне.
Для средств массовой информации довольно важную роль играет типология. Типология – это метод научного познания объекта системного характера при помощи идеализированной или обобщенной модели. Для типологии журналистики характерны специфические закономерности, свойства и качества, которые присущи отдельным изданиям.
Данная проблема довольно сложная, и может доводить до длительных дискуссий. Существует на данный момент два мнения:
- Происходит очевидный разрыв между практикой и теорией. Иными словами практическая журналистика действует при помощи метода проб и ошибок, и крайне редко обращается к ученым за какими – либо рекомендациями.
- В теории же нет места для ясных критериев, типоопределений, видов и родов, к которым принадлежит то или иное издание.
Стоит отметить, что в период существования советской журналистики подобного разрыва быть не могло. Прежде всего, это вызвано тем, что все существовавшие средства массовой информации формировались по принципу единой идеологии и агитационно – пропагандистской целесообразностью.
Советская типология средств массовой информации
Печатные средства массовой информации делились на следующие типы:
- Газеты центральные: отраслевые, политические и специализированные.
- Газеты местные: отраслевые, политические и специализированные.
- Районные газеты.
- Газеты объединенные.
- Газеты общеполитические, выпускаемые на иностранных языках.
- Газеты многотиражки, выпускаемые на иностранных языках.
В это де время буржуазные издания (печатные средства массовой информации – газеты) подразделялись на пять типов, характеризующиеся определенными признаками:
- По масштабу и месту издания: местные, региональные, надрегиональные и национальные;
- По характеру отражения действительности: массовые, качественные, смешанные, то есть качественно – массовые;
- По периодичности: ежедневные, неежедневные и воскресные издания;
- По времени выхода в свет: вечерние и утренние издания.
Позднее, но в тот, же постсоветский период, происходит перестройка, и западный опыт для России становится более привлекательным и даже перспективным. На первый план средств массовой информации выходит именно журналистское творчество, направленность на сегменты общества, а также общение с массовой аудиторией. Уделяется значительное внимание языку и стилю конкретного издания.
Сегменты общества выделялись следующие: женские, ведомственные, профессиональные, корпоративные, культурно – просветительские и этнологические. Таким образом, издания получили возможность расширяться и получили свою конкретную целевую аудиторию.