Современные средства массовой информации не только публикуют новостные заметки, корреспонденции и интервью. Довольно большое количество периодических изданий на своих станицах и телевизионных выпусках отдают предпочтение видам аналитических жанров.
Аналитические жанры нацелены не только на информирование читательской аудитории той или иной новостью, но и стремятся найти все причины, приводящие к итогу, выявить взаимосвязь, а также по доступности объяснить читательской аудитории смысл происходящих новостей.
Аналитические жанры и современные периодические издания
Сами по себе аналитические жанры предлагают не только глубокое и серьезное содержание, но и демонстрируют читательской аудитории уровни владения стилистическими средствами языка.
Хотелось бы подробнее остановиться на каждом виде аналитического жанра:
- Аналитический отчет. Здесь, как и в информационных жанрах, ведущее место, занимает какое – либо мероприятие: собрание, конференция, заседание и прочие. Тем не менее, целью аналитического материала становится возможность показать читателю взаимосвязь оценок, суждений, предложений, выводов, которые содержаться в речи выступающего. Издания: «Известия», «Российская газета», «Московский комсомолец», «Ведомости», РБК газета».
- Аналитическая корреспонденция. Это жанр, который похож на отчет и репортаж. Цель корреспонденции – сообщить о событии и объяснить его как можно детальнее. Данное сообщение может включать в себе «живое» наблюдение и размышление автора по этому поводу, включение фрагментов происходящего или его пересказ. В центре внимания находится один факт, который может подкрепляться и иными фактами, но носящими второстепенное значение. Периодические издания: «Коммерсантъ», «Ведомости», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Аргументы и факты».
- Аналитическое интервью. Такое интервью содержит в себе не только получение информации на заданную тему, но и выявление всевозможных причинно – следственных связей, прогноз и вынесение авторских оценок. Основная роль журналиста в таком интервью – задать вопросы собеседнику в направлении предстоящего анализа. Издания, которые публикуют аналитические интервью: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Новая газета», «РБК газета», «Ведомости».
- Аналитический опрос. Здесь отличительная роль заложена в характере вопросов журналиста. Опрос чаще всего посвящается: экономическим, политическим и культурным темам. Автором формирует вопрос, который подталкивает ответчика к развернутому и осмысленному ответу. Издания: «Коммерсантъ», «РБК газета», «Новая газета», «Комсомольская правда», «Российская газета».
- Аналитическая беседа. В этом виде аналитических жанров автор словно становится собеседником, он задает вопросы, также участвует в ответе. Довольно сложно проводить аналитическую беседу с должностными лицами, но опытные журналисты справляются с поставленными задами. Издания: «Известия», «Литературная газета», Беседа за круглым столом», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты».
- Аналитический комментарий. В полученном комментарии должна информация в виде реакции на что – то новое: событие, явление, продукт и так далее. Автор не должен вмешиваться в процесс формирования ответа, а также не должен задавать наводящие вопросы. Издания: «Российская газета», «Комсомольская правда», «Новая газета», «Коммерсант», «Московский комсомолец».
Важно сказать о том, что журналист, пишущий в форме аналитических жанров должен не только грамотно владеть языком и литературным стилем, но и четко понимать тему, в которой начал работать. Аналитические материалы не допускают в себе авторского додумывания.