Travel-журналистика – это направление журналистики, предоставляющее массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивающее тему географии, истории, искусства, культуры, этики, туризма, философии и т. д.
Travel-журналистика как явление современного медиапространства
Современную медиажизнь можно охарактеризовать как наблюдение человека за человеком. СМИ бережно поддерживают то, что читателю, зрителю уже известно о мире. Они культивируют в зрителях и читателях отстраненное сопереживание происходящим в мире событиям, пассивность восприятия информации. В результате такой политики появляются экстремальные телепередачи, которые порой шокируют. Они переполнены разоблачениями и сенсациями. Travel-журналистика является направлением международного медиапотока, но восприятие ее материалов в разных таранах варьируется – от получения удовольствия от просмотра до отторжения и неприятия. Travel-журналистика выполняет коммуникативную интеграцию общества при помощи информации и закладывает определенный культурный базис, этические стандарты. Но на практике появляется множество проблем, которые препятствуют осуществлению этой функции.
Современная travel-программа, являясь наиболее ярким проявлением travel-журналистики, представляет собой смесь жанров. Географические передачи исторически были связаны с путевыми очерками, научными фильмами, образовательными фильмами-лекциями. Travel-программы как современный телевизионный жанр сочетают в себе элементы образовательной программы, документального фильма, развлекательного ток-шоу, сериала, реалии-шоу и рекламного ролика. Ведущий регулярно путешествует в новое место назначения, важную роль при том играют его творческие, а иногда и актерские, способности. Ведущий является проводником позитивной информации и хорошего настроения и несет ответственность за аудиовизуальное удовольствие от программы. Современные travel-программы имеют две характерные особенности:
- Конкретная адресация во взаимосвязи с форматом программы (путешественники, молодежь, домохозяйки и т.д.);
- Перефокусировка внимания с местных жителей на ведущих, зачастую знаменитостей – политических деятелей, актеров, бизнесменов, шоуменов и т.д.
Таким образом, ранее существовавший в travel-программах концептуальный баланс «мы»-«они» в современных программах уступил место формуле «мы среди них».
Travel-программы передают национальные и культурные различия, поддерживают существующие социокультурные конструкты и предлагают новые. В зависимости от формы контакта с местным населением, формат передачи может колебаться от авторского монолога до travel-игры.
Travel-программы могут иметь развлекательный, документальный или потребительский характер. Это зависит от коммуникативных намерений автора: развлечь, обучить или помочь.
Travel-журналистика на рынке СМИ России
На отечественном рынке средств массовой информации есть специализированные издания, посвященные туризму и путешествиям, есть научно-популярные издания, освещающие тему страноведения. Существуют издания для профессионалов туристического бизнеса, но с включением информации страноведческого характера. также есть огромное множество сайтов, посвященных туризм и путешествиях. Как часть образа жизни путешествия присутствуют в каждом «лайф-стайл» журнале. Travel-тематика обязательно присутствует в бортовой прессе. В журналах для женщин, подростков, в музыкальных журналах есть рубрики, посвященные туризму и путешествиям. Это объясняется тем, что путешествия стали частью образа жизни, приобрели массовый характер.
Журналы о путешествиях и туризме обычно делят на профессиональные и массовые, а также на лицензионные и отечественные.
Также издания travel-журналистики можно разделить по задачам и функциям на:
- Просветительные
- Развлекательные
- Побудительные
- Рекламные
- Аналитические.
Есть журналы, которые почти полностью посвящены travel-тематике, а есть издания, где эта тематика представлена в виде одной или двух рубрик. В профессиональных изданиях, которые в основном концентрируются на туристическом бизнесе, могут публиковаться и страноведческие материала. В журналах «непрофессиональных» могут публиковаться и обзоры, и справочные подверстки. Реклама, как явная, так и скрытая, присутствует практически во всех журналах.
Отдельного внимания заслуживают путеводители. Они не являются прессой, но при этом серийные, массовые издания. Выделяются авторские путеводители, где справочная информация дополняется личным видением и знакомством с темой.
И совершенно отдельным видом публикаций являются блоги и сайты.
Некоторые аспекты современной российской travel-журналистики
Путешествие и осуществление журналисткой деятельности требует финансирования. И только небольшое количество журналов и газет может себе позволит оплатить поездку, необходимую для создания материала. Поэтому travel-материалы в основном создаются при спонсорской поддержке туристических компаний и PR-агентств. Такое сотрудничество влечет негативные последствия этического характера, имеющие место уже на этапе отбора информации. география многих публикаций определяется туристическими фирмами, турагентствами и рекламодателями. Так travel-журналистика превращается в один из способов продвижения турпродукта.
Как правило, в таких публикация отсутствует «негатив» и аналитика, так как критическое освещение вопросов экономики или политики в различных странах может отрицательно сказаться на туристическом бизнесе. Показ спорных кадров, обсуждение острых тем может быть слишком рискованным для конкретного СМИ, так как международная политика и туризм тесно взаимосвязаны. Отсюда вытекает проблема популяризации определенных туристических маршрутов и формирования стереотипов.