Российско-китайские отношения согласно официальным данным, длятся уже несколько сотен лет. Все началось в средние века и продолжается до сих пор. Изменился только правительственный состав стран и уровень их развития, в остальном отношения сегодня являются такими же крепкими, как это было много веков назад, поэтому, неудивительно, что они ярко отображаются в средствах массовой информации обеих стран.
В настоящее время это взаимодействие наблюдается в большом количестве сфер, в т. ч. в экономике и торговле.
На долю КНР по состоянию на 2019 год приходилось более 10% всего внешнеторгового оборота РФ, и эта цифра продолжает расти.
Если рассматривать обратный показатель, то доля России в китайской торговле превышает 3% и также постоянно увеличивается.
Особая роль в этих взаимодействиях отводится печатным СМИ обеих стран, а именно газетам и журналам. Как это происходит, т. е. каким образом СМИ России и Китая оказывают влияние на эти страны и на весь мир, будет рассмотрено далее.
Краткая историческая справка
Считается, что официальная история взаимоотношений между рассматриваемыми государствами начинается в 17-м столетии, когда наблюдалось монгольское нашествие на территорию Руси. Когда Монгольская империя потерпела крах, все это прекратилось, а затем возобновилось снова при подходе русских людей к границам Китая.
На сегодняшний день экономики РФ и Поднебесной тесно переплетены между собой. Правительства обеих держав понимают, насколько важно демонстрировать миру дружеские взаимоотношения, которые спланированы на несколько веков вперед. Первое упоминание о них в СМИ также появилось в 17 столетии, к тому же информация о Российской Империи часто присутствовала в китайском издании «Цзин Бао».
Экономический рост Китая начался только в 80-х годах прошлого столетия, именно тогда началось массовое увеличение числа СМИ, которое продолжается до настоящего момента времени. В Китае издается свыше 2000 газет и журналов. Наряду с этим действует большое количество радиостанций, телевизионных каналов, ресурсов на просторах сети Интернет.
Ситуация в 21 веке
В наши дни КНР и РФ стали плотно сотрудничать и рассказывать об этом всему миру, считая себя примерами для подражания.
В частности, в 2000 году в КНР начала издаваться информационно-рекламная газета под названием «Коммерческий компас». Для китайцев это издание выступало в качестве ориентира по взаимодействию с русскими в экономическом и торговом плане. Для россиян она стала средством к пониманию культуры и быта китайцев.
В 2009 году правительством Китая было выделено порядка 6,5 миллионов долларов для того, чтобы развивать СМИ, в том числе и на других языках. Основная задача, стоявшая перед властями на тот момент времени, заключалась в увеличении количества корреспондентских пунктов за рубежом. Наряду с этим правительство преследовало цель расширения сферы вещания СМИ в интернете и по спутнику.
В настоящее время СМИ обеих стран тесно взаимодействуют между собой, а также стали создаваться совместные проекты в сфере СМИ в виде газет и журналов, радио и телевидения, интернета.
В отличие от России в Китае наблюдается более жесткий надзор за СМИ, они строго контролируются коммунистической партией. Под цензуру наиболее часто попадают темы, связанные с политикой, религией, эротикой.
Перспективы развития взаимоотношений РФ и КНР
Если провести краткий и глубинный анализ СМИ в России и Китае, а именно – газет и журналов, можно сделать вывод о том, что взаимоотношения между этими державами с течением времени становятся только крепче. Китайские СМИ однозначно играют решающую роль во всем мире, т. к. оказывают влияние на процессы, происходящие в нем, и подробно описывают многие явления.
Основная задача российских СМИ состоит в том, чтобы отыскать рациональные формы диалога с представителями из Китая, которые, в свою очередь, сохраняют позицию нейтралитета по отношению ко многим странам. Тем не менее, на основании имеющихся данных не составит труда сделать вывод о том, что в Китае сложилось хорошее отношение к России и к русскому народу, а также к президенту В. В. Путину.
Также можно понять, что политические лидеры Китая, а также выходцы из простого народа активно заинтересованы в том, чтобы продолжать эти взаимоотношения. Тем не менее, китайский народ ценит свою самобытность, и хочет привлечь к собственной культуре как можно большего количества людей. Поэтому неудивительно, что многим СМИ в мире, в т. ч. российским, стоит поучиться этому навыку у КНР.
Несмотря на активную пропаганду своего мировоззрения и культуры в печатных СМИ, Китай продолжает пользоваться популярностью на мировой арене и претендовать на статус сверхдержавы. Россия, в свою очередь, поддерживает это стремление и в некоторой степени подражает Поднебесной. То же самое можно сказать о некоторых других странах мира, преимущественно – юго-восточной Азии.
Влияние СМИ РФ и КНР на отношения между странами
Возникает логичный и справедливый вопрос, каким именно образом СМИ в виде газет и журналов влияют на взаимоотношения между рассматриваемыми державами:
- Во-первых, они показывают, что достигнутый уровень является приемлемым.
- Во-вторых, мотивируют обе страны к тому, чтобы развиваться в одном направлении дальше и строить совместные планы.
- В-третьих, позволяют государствам учиться друг у друга и перенимать некоторые «навыки».
Таким образом, влияние периодических изданий является огромным, поэтому они однозначно продолжат свое существование, несмотря на появление более прогрессивных средств масс-медиа – радио, телевидения, интернета.