Психологическая манипуляция — это тип социального воздействия с целью изменить восприятие и поведение других людей в интересах манипулятора.
СМИ как средство манипуляции общественным сознанием
Современные средства массовой информации являются не просто средствами поиска, обработки и распространения информация. Современные СМИ – это средства, контролирующие и меняющие духовный мир человека. Способности СМИ оказывать влияние на массовое сознание были подмечены уже давно. А совершенствование технических возможностей позволило существенно расширить масштабы манипуляции общественным сознанием. Масса не имеет собственного мышления. Ввиду ее неприспособленности к теоретическому мышлению любое мнение в массу приходится «втискивать» извне. Благодаря умелому манипулированию информацией возможность внушения со стороны СМИ оказывается безграничной.
Из всех видов СМИ наибольшим манипулятивным эффектом обладает телевидение. На экране телевизионный образ разворачивается в виде мозаики презентативных символов, не претендующих на ложность или истинность представляемых картинок, однако для людей они оказываются главным источником информации об окружающей реальной действительности. Телеобразы напрямую связаны с манипулятивным воздействием на аудиторию. Прежде всего, телеинформация – это эстетическая информация. Телевизионный аудиовизуальный поток не знает ценностей логики, если они мешают «настраивать» аудиторию. Телеобраз – это отображение реальной жизни, который инсценируется как часть этой реальности. Однако очень часто эта реальность преподносится без словесной аргументации и логической связи. У аудитории, таким образом, формируется такой же взгляд на мир, какой внушает образная телекоммуникация.
Значительное место в современном информационном пространстве занимает Интернет, который стремительно ворвался в жизнь и радикально изменил образ жизни миллионов людей. С одной стороны, рост информационных технологий, процесс информатизации дает импульс к возрастанию открытости общественного устройства, степени зрелости общественных коммуникаций, действенности мнения общественности. Но с другой стороны, он предоставляет широкие возможности для манипуляции общественным сознанием.
Интернет стал важной составляющей политических коммуникаций. Он формирует общественное мнение. Однако Интернет часто фальсифицирует сведения, дезинформирует и оказывается полем для информационного терроризма.
Виды манипуляций в СМИ
СМИ используют множество средств и методов манипуляции общественным сознанием. Наиболее популярными являются следующие методы:
- Принцип первоочередности;
- Удар на опережение;
- «Очевидцы» событий»;
- Образ врага;
- Эмоциональное заряжание и т.д.
Суть метода под названием «принцип первоочередности» основывается на свойствах психики человека, которая устроена так, что принимает на веру информацию, поступившую в обработку сознанием первой.
И даже тот факт, что позже возможно получение более точной и достоверной информации не исключает подсознательного недоверия к ней. То есть срабатывает эффект восприятия первичной информации как правдивой, истинной. И сформировавшееся мнение после изменить уже довольно сложно. Такой принцип используется в политических технологиях, когда посредством СМИ в адрес конкурента засылается компромат. Тем самым достигаются две цели:
- Формируется негативное мнение о конкуренте у избирателей;
- Конкурент вынужден оправдываться.
Манипуляция «удар на опережение» основывается на заблаговременном выбросе негативной информации. Данная информация при этом вызывает резонанс. Ко времени дальнейшего поступления информации и необходимости принятия непопулярного решения аудитория устанет от протестов и отреагирует не слишком негативно. Этот метод активно используется в случаях, когда необходимо протолкнуть непопулярный закон. Задолго до этого в СМИ обсуждается идея закона. Когда закон уже начинает действовать, люди, уставшие реагировать на данную тему, перестают так яростно протестовать.
При использовании метода «очевидцы» событий» аудитории представляют якобы очевидцев, которые сообщают ложную информацию, выдавая ее за правду. Информация заблаговременно передается «очевидцам». Часто настоящее имя этих людей скрывается. Этот прием оказывает воздействие на бессознательное, вызывая у аудитории накал эмоций и чувств. В результате критическое мышление ослабляется и не замечает лживости информации. Зритель доверяет очевидцу гораздо больше, чем экспертам.
При реализации метода «образ врага» массы путем искусственного создания угрозы погружаются в состояние, схожее с измененным состоянием сознания. Испуганными людьми управлять гораздо легче. Испуг требует принятия безоговорочных и стремительных решений, которое подсказываются манипуляторами. Например, сообщение о якобы готовящемся теракте призвано сплотить общество против внешней угрозы, заставляя забыть о повседневных проблемах. Кроме того, в сознание людей поселяется страх перед толпой.
Технология манипулирования «эмоциональное заряжение» основана на эмоциональной зарядке психики человека. В процессе жизни человек строит определенные барьеры на пути получения нежелательной информации. И для того, чтобы этот барьер обойти, манипулятивное воздействие должно быть направлено на чувства. Зарядив информацию эмоциями можно обойти барьер и вызвать в человеке взрыв страстей, заставить его переживать определенный момент информации. Такой эффект используется во время реалити-шоу, когда участники демонстрируют эмоциональное возбуждение, говорят на повышенных тонах. Это заставляет зрителя сопереживать героям шоу и продолжать просмотр.
Информация воздействует на чувства, а не на разум, что приводит к эмоциональному заряжанию аудитории. Такую же функцию выполняют шокирующие видео и фото, которые могут и не совпадать с закадровыми комментариями.